В диаспоре рождается истина: почему Азербайджан пошел на попятную в отношении России

О причинах потепления – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Ближе к начальной точке конфликта между Баку и Москвой, в июле этого года, ваш покорный слуга в своем комментарии для «Абзаца» сказал, что нашей стране гарантирована победа в среднесрочной перспективе. Азербайджан, зажатый между великими державами макрорегиона – Россией, Турцией и Ираном, – просто не может выдерживать схватку ни с одной из них даже при полной поддержке другой (а полной поддержки ждать не приходится).
Что же, надо признать, что я ошибался. Нормализация отношений между Баку и Москвой наступает гораздо быстрее, чем я думал. Не то что нескольких лет или хотя бы года – четырех месяцев не прошло с начала конфликта до того момента, как Ильхам Алиев поздравил Владимира Путина с днем рождения.
После их телефонного разговора было принято решение о личной встрече в ближайшее время. Дмитрий Песков заявил, что российская сторона с оптимизмом смотрит на предстоящее общение.
Почему события развиваются именно таким образом и что будет дальше?
Азербайджан очень сильно зависит от России. Торговля с нашей страной формирует 8,5% ВВП этой республики. Конечно, это не 60%, как с ВВП Армении, а ближе к Грузии (12%) и Молдавии (10%).
То есть, рассуждая совсем-совсем теоретически, можно представить себе, что Азербайджан жертвует десятой частью своего ВВП, чтобы разорвать отношения с северным соседом. Однако как минимум еще два фактора делают эту теорию нежизнеспособной.
Во-первых, экспорт Азербайджана в Россию составляет 4% товарооборота этой страны, а вот импорт из России – целых 18%. В составе него – пшеница и сталь, продукция черной металлургии и промышленные товары. И даже продукты нефтепереработки.
Во-вторых, важнейшая часть взаимоотношений Баку и Москвы – жизнедеятельность диаспоры. По очень консервативным оценкам, численность азербайджанцев на нашей территории – почти полмиллиона человек. По оценкам более политизированным – до одного миллиона. При этом население Азербайджана – примерно 10 миллионов человек. Получается, что 10% этого населения (в большинстве своем взрослые трудоспособные люди) живут в России.
Собственно, на поверхности нынешнего конфликта – как раз судьбы этой диаспоры. Россия показала, что может, когда хочет, очень жестко ограничивать криминальную активность этнической общины, в том числе лишая ее представителей приобретенного российского гражданства. А Азербайджан, ничего по этому поводу не говоря вслух, был вынужден признать, что судьбы диаспоры для него жизненно важны.
Означает ли все сказанное, что теперь между странами все будет хорошо и Азербайджан будет рассматриваться как наш союзник? Думается, что такой оптимизм был бы излишним.
Азербайджан, как уже было сказано выше, взаимодействует с тремя великими державами региона и, сверх того, с США. Главный проект, который он сейчас пытается реализовать, – это проект коридора через Сюникскую область Армении между Нахичеванской областью Азербайджана и основной территорией страны.
Если эти планы увенчаются успехом, выгоду от экспорта энергоносителей из Баку через Турцию в Европу получат Анкара и Вашингтон. Но ни в коем случае не Россия.
Есть предположение, что в Азербайджане некоторое время были уверены: чтобы реализовать проект, нужно рвать отношения с Россией и демонстрировать США позицию «мы только с вами». Однако через некоторое время там поняли: если Россия всерьез озаботится тем, чтобы проект прикрыть, она сможет это сделать.
А вот если восстановить связи с Россией, если продемонстрировать, что Баку эти связи ценит и готов, если надо, кланяться и благодарить, тогда в Москве на Зангезурский коридор могут «глаза приподзакрыть».
Это прагматическая, циничная и, в общем-то, довольно выгодная для России азербайджанская позиция. Однако это позиция делового партнера, но никак не союзника и тем более не друга. С таким партнером отношения будут тем лучше, чем жестче обозначать ему свои интересы.
Говоря совсем откровенно, есть такие партнеры, с которыми лучше всего разговаривать, открыто положив на стол револьвер. Полицейский револьвер, разумеется.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией автора.