Взяли Быкова* за рога: почему приговоры иноагентам – не повод расслабляться

Об отсутствии права допустить возвращение прежней системы – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.
Писатель Зильбертруд, более известный как Дмитрий Быков*, кумир отечественной либеральной интеллигенции, «жертва режима», сбежавший из России, поскольку не может жить «в стране, воюющей со своими соседями», некоторое время назад обещал вернуться. И не просто так вернуться: «Когда я вернусь, я с удовольствием приму ваши извинения!» Теперь, однако, точно не вернется.
Черемушкинский суд Москвы приговорил его к семи годам колонии по делу о распространении заведомо ложной информации о действиях Российской армии и неисполнении обязанностей иностранного агента. В одном из своих интервью он откровенно врал о якобы ударе наших военных по селу в Харьковской области, жертвами которого, со слов украинских властей, стали 59 человек. Ну и отказывался ставить на свои посты в соцсетях маркировку иноагента.
Приговор вынесен заочно – литератор сейчас живет в США.
И вот на что стоит обратить внимание. Нет ведь никаких «репрессий» и «террора» против всех этих убежантов. Все делается медленно и последовательно.
Сначала – статус иноагента. Действительно хочешь быть со своей страной? Перестань получать деньги от врагов. И кстати, уже есть случаи, когда статус иноагента был снят с тех людей, кто искренне желал приносить пользу России.
Затем, в случае «упорствования», возбуждение административного дела. Опять же, можно легко отделаться. А вот дальше – сложнее. Там уже уголовное дело, заочный арест, объявление в международный розыск и затем заочный суд с вынесением приговора.
Так вот, на этом этапе о возвращении в Россию им можно забыть, если нет готовности понести наказание. У Быкова к обычным иноагентским делам добавилась статья о «военных фейках». Он не вернется. Вот и славно.
И если посмотреть – точно так же неуклонно наша правоохранительная система избавляет нас от возможности возвращения и других отвратительных персонажей.
Например, недавно 4,5 года заочно получила певица Мария Максакова**. В середине сентября участниц Pussy Riot заочно приговорили к срокам от 8 до 13 лет колонии. Илья Варламов** получил восемь лет заочно.
Эти тоже не вернутся.
И беспокоиться, казалось бы, не о чем. Да, конечно, хочется, чтобы вот как-то сразу был всем сбежавшим клеветникам России дан от ворот поворот. Однозначно и навсегда. Но у нас правовое государство. И... весьма либеральное. Дает время одуматься, признать ошибки, исправиться.
Потихоньку-полегоньку, но движение все равно идет в правильном направлении.
И, если вдуматься, опасение-то вызывает не возвращение конкретных, полностью дискредитировавших себя персонажей (за исключением, пожалуй, символов типа Пугачевой или, не дай бог, Чубайса).
Страшит возвращение той системы, при которой ненавидящая в душе Россию и народ самоназначенная интеллигенция поучала нас как жить. Объясняла, что наша история – «кровавая каша», а потому нам якобы нужно только платить и каяться. Что русские без чуткого руководства Запада не способны ни на что – и надо бы всё устроить по образцу «цивилизованного мира». Лицемерно причитала по слезинке ребенка, но только тогда, когда это был не русский ребенок.
Барьер на пути такого «возвращения» уголовными делами не выстроить. Это уже вопрос зрелости и даже, можно сказать, суверенности нашего общественного сознания. Оно, к счастью, тоже меняется. Но работы тут еще непочатый край.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
*Признан Минюстом РФ иностранным агентом, внесен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
**Признаны Минюстом РФ иностранными агентами.