Сиди и смотри: почему фильм «Воля Твоя» превосходит все ожидания
О документальной ленте про священников в зоне СВО – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.
Признаться, писать о проектах коллег – дело деликатное. А вдруг не понравится – и что, отводить глаза, прятаться за общими фразами?
И хотя личного знакомства с Екатериной Аркаловой не свел – «Абзац» большой, – но когда предложили посмотреть ее документальный фильм «Воля Твоя» и поделиться впечатлениями, то призадумался. Оставил за собой право отмолчаться, если лента не зайдет.
В итоге купил билет на премьеру, которая состоялась вчера в Москве. Сразу поспешу проспойлерить: к счастью, опасения мои не оправдались, Екатерина – умница и профессионал, как и вся ее группа, о чем ниже.
Фильм не то что зашел – заехал, надавив на все возможные рецепторы: как вкусовые, так и душевные. Забегая и, возможно, перегибая, скажу так: в свое время приход к Богу большого количества людей случился после прочтения ими булгаковского романа «Мастер и Маргарита» и проповедей Александра Меня.
Думается, что фильм Аркаловой – тоже туда, также открывает дорогу ко Всевышнему, не нарочито и именно что деликатно показав героев – скромных клириков и мирян Донбасса, которые непременно спасутся. Фильм дает шанс спастись и зрителю – во всяком случае тем, в ком отзовется увиденное.
А отзовется, уж будьте уверены. Все сделано очень достойно – кадры разрушенных храмов демонстрируют высший операторский пилотаж и отсылают к лучшим образцам отечественной операторской школы, когда изображение не тянет на себя, не отвлекает излишней красивостью, но становится действенным драматургическим увеличителем смыслов.
Приятно удивил звук. Понятное дело, нынешние технические возможности позволяют добиваться чистоты звучания, но не все это умеют использовать.
А в фильме сумели. Замечательно написана и исполнена музыка…
Но главное в ленте – это, конечно, люди. Несколько новелл о настоятелях и мирянах.
Прямые, исповедальные речи прихожан о войне, духе, жизни и смерти. Не интервью, а именно безыскусная речь без наводящих вопросов из-за камеры.
Все герои уповают на Господа без натуги и желания понравиться. Такие, как есть.
С характерным южнорусским фрикативным «гэ» и какой-то запредельной искренностью. Говорят о житейском: как прилетало, как прятались, как общались с врагом из нацбатов, когда были под оккупацией.
Поют не только канонические молитвы – там, в Донбассе, похоже, рождается какой-то новый околоцерковный фольклор. Команде Аркаловой удалось показать войну без войны, техники, окопов, вооружений и криков «Ура!».
Только ужасные следы войны. В кадре нет вооруженных людей – у полкового священника, облаченного поверх камуфляжа в церковные одежды, лишь дрон-детектор в кармане разгрузки...
Иногда камера замечает домашних животных – песиков и котов, которые разделяют невзгоды героев фильма на руинах церквей и монастырей. Понятно, зачем это, но чувство меры соблюдено – питомцев в кадрах необходимо и достаточно.
В фильме как бы нет сквозного сюжета, одна новелла переходит в другую, но нет и вопросов к драматургии – все понятно. Зрителю также предельно ясно, что все духовные точки силы Донбасса, несмотря на боевые действия, методично восстанавливаются. О том и рассказывает картина, сборы от которой пойдут именно на это.
Хочу поблагодарить за фильм и Екатерину, и ее группу. Если ощущения после титров «Воли Твоей» не катарсис, то что тогда катарсис?
А читателям «Абзаца» хочу привести слова из Апокалипсиса: «Иди и смотри».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.