Закадычный врун: как визит президента Сербии на Украину все расставил по своим местам

О красноречивости приезда Вучича в Одессу – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Сегодня президент Сербии Александр Вучич приехал на Украину. Он принял участие в саммите «Украина – Юго-Восточная Европа», который прошел в Одессе. Это первый визит президента Сербии в страну после начала СВО.
Саммит, который называется «Украина – Юго-Восточная Европа», – это организованная под контролем Евросоюза площадка для встреч лидеров соответствующего региона, в ходе которых те должны дружно и взахлеб демонстрировать свою поддержку киевского режима.
Последний раз такое шоу состоялось 9 октября 2024 года в Дубровнике (Хорватия), где присутствовавший там Вучич подписал вместе со всеми хамскую русофобскую декларацию. Участники саммита, в частности, признали конфликт «преступлением против украинского народа, нарушением международного права» и «большой угрозой миру». Они заявили о своей «постоянной многогранной поддержке Украины и ее народа так долго, как это потребуется».
Одесский саммит не стал исключением из уже сложившегося правила. И в этом смысле он нам не интересен. Зачем обсуждать заявления тех, кто не волен в выборе своих слов и действует по чужой партитуре? Саммит «Украина – Юго-Восточная Европа» можно сравнить с подтанцовкой вокруг главных солистов из Лондона, Брюсселя и Парижа, которые и сами нам тоже уже не интересны.
Нам, скорее, интересно участие в одесском саммите президента Сербии Вучича, который месяц назад был в Москве на праздновании 80-й годовщины Победы над фашизмом, сидел среди почетных гостей во время парада на Красной площади, а затем на встрече с президентом России Владимиром Путиным в очередной раз уверял его в своих «дружеских чувствах» к России и намерении развивать отношения с Москвой в рамках многовековой исторической дружбы между русскими и сербами.
Русским людям не очень ясно: где Вучич настоящий – в России или на Украине?
Комментируя саммит в Одессе, официальный представитель МИД нашей страны Мария Захарова поинтересовалась, с кем намерены ассоциировать себя участники этой встречи, если известно, что киевский режим прославляет нацистских преступников Бандеру* и Шухевича*.
Явно имея в виду президента Вучича, Захарова заявила, что те, кто говорит о желании развивать отношения с Россией, должны прежде всего задать себе вопрос, на какой они стороне: на стороне истины, написанной Нюрнбергским трибуналом, или на стороне неонацизма?
Впрочем, вполне очевидно, что Москва меняет тон своего общения с Белградом и перестала делать вид, что не замечает истинных намерений руководства Сербии и не понимает его внешнеполитического вектора.
В конце мая Служба внешней разведки (СВР) России сделала официальное заявление о том, что сербские оборонные предприятия вопреки объявленному Белградом нейтралитету продолжают поставки боеприпасов Украине. Заголовок к опубликованному пресс-бюро СВР заявлению был весьма емкий: «Сербский военпром пытается выстрелить России в спину».
Более того, сам Вучич обнулил итоги своего последнего визита в Москву тем, что в 20-х числах мая принял в Белграде верховного комиссара ЕС по внешней политике и безопасности Каю Каллас и клялся ей в европейском выборе Сербии.
В тот же день, исправляя свою «ошибку» с визитом в Москву, Вучич говорил по телефону с Зеленским «о европейском пути Сербии и Украины и особенно о сотрудничестве в формате Украина – Юго-Восточная Европа». Судя по всему, именно во время этого разговора Вучич пообещал просроченному украинскому президенту обязательно приехать в Одессу на соответствующий саммит.
Мы не дипломаты и потому будем более прямолинейны, чем Мария Захарова. Поведение президента Сербии во время визита в Москву на празднование Дня Победы напоминало локомотив, который сошел с рельсов и пытается двигаться по глубоко вспаханному полю. Энергии тратится много, а КПД – ноль. Зато в Одессе этот локомотив снова встал на привычные ему пути и легко и стремительно понесся в заданном направлении – к членству в Евросоюзе и НАТО. И к предательству России.
Добавить нечего. Кроме того, что подавляющее большинство сербов – до 85% населения – считают себя русофилами, а Россию – своим единственным другом и союзником.
Если судить по неподконтрольной Вучичу прессе и Telegram-каналам, сербы, мягко говоря, не в восторге от поистине русофобской политики своего президента. Они пытаются (часто безуспешно из-за пиар-активности канцелярии Вучича) донести до русских, что президент Сербии и ее народ – это, как говорят в той же Одессе, две большие разницы.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
*Лидеры запрещенной в России экстремистской организации ОУН-УПА.