Сербу больно: что будет делать Вучич после ультиматума Евросоюза по поводу 9 Мая

О возможном конце юления – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Евросоюз угрожает заблокировать вступление Сербии в свои ряды, если президент страны Александр Вучич примет участие в параде Победы на Красной площади в Москве. Интересно, как теперь поступит сербский лидер, ранее обещавший прибыть в российскую столицу на 9 Мая?
Дело в том, что его внешняя политика напоминает горнолыжный слалом. Он постоянно лавирует между Россией и Западом, при этом постоянно подчёркивает, что видит будущее своей страны в составе ЕС. Например, не так давно из желания потрафить западным партнёрам он договорился до того, что его страна самостоятельно освободилась от фашизма, а Советский Союз, мол, оказал ей лишь «ограниченную помощь».
В октябре 2024 года Вучич отказался принять участие в саммите БРИКС в Казани, несмотря на то что получил публичное приглашение от президента России Владимира Путина. Сербский лидер сослался на то, что в дни казанского саммита у него назначено «много других важных встреч».
И это – только из последнего. Можно было бы напомнить ещё множество других реверансов Вучича в сторону Запада, довольно оскорбительных для Москвы.
Как отмечают сами сербские аналитики, официальный Белград долгое время пытается «ухаживать» одновременно и за Европой, и за Россией. Но 9 Мая в этом году должно стать по-настоящему моментом истины и для президента Вучича, и для Москвы, и для Брюсселя.
На днях министры иностранных дел стран Евросоюза на своей встрече в Люксембурге гадали о том, какие государства – потенциально будущие члены ЕС – будут присутствовать на параде Победы в Москве. Как заявила по итогам совещания глава европейской дипломатии Кая Каллас, его участники были единодушны в том, что «любое участие в параде или в праздновании 9 Мая в Москве европейская сторона не будет воспринимать легкомысленно».
Канцлер МИД Эстонии Йонатан Всевиов был более конкретен. Он прямо заявил, что официальный Белград, мол, должен понимать, что участие Вучича в параде Победы будет означать невступление Сербии в Евросоюз. Эстонский дипломат сказал, что для ЕС это будет важный «лакмусовый тест» и что Европа смотрит, находится ли Сербия на стороне ЕС или играет в другой команде.
Сербия подала заявку на вступление в Евросоюз в 2009 году. А в 2012-м брюссельская бюрократия объявила её кандидатом в свои члены. С тех пор страна ведёт постоянные переговоры с ЕС, выполняя многочисленные требования и критерии членства, приводя своё законодательство в соответствие с европейскими законами и нормами.
Однако выполнение пакета критериев – это лишь формальность. Ведь реальным главным условием вступления Сербии в ЕС является признание официальным Белградом независимости Косова и Метохии – края, который по конституции страны является составной и неотъемлемой её частью.
Де-факто Вучич ведёт дело к полному признанию независимости Косова и Метохии. Он не раз призывал сограждан к «принятию существующей реальности». Однако до сего дня он избегает прямых заявлений о принадлежности этих территорий, поскольку они кардинально противоречат настроениям в сербском обществе и легко поставят крест на его политической карьере.
Вопрос о независимости Косова в увязке с членством Сербии в ЕС – это один из главных пунктов на трассе политического слалома Вучича. И пока он успешно – для себя лично – с этим лавированием справляется, не говоря ни да, ни нет ни сербскому народу, ни Брюсселю.
Но 9 Мая, похоже, станет последней точкой в этой головокружительной эквилибристике Вучича. Надо будет определиться. В этом смысле европейские дипломаты правы.
Кстати, в противовес параду на Красной площади Кая Каллас призвала все государства – члены ЕС «как можно чаще посещать Киев, чтобы на деле продемонстрировать солидарность с Украиной». То есть ответственная за внешнюю политику Евросоюза открыто противопоставляет нацистский режим в Киеве празднику победителей фашизма в Москве. Это тоже момент истины.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.