Разбитый корыстью: почему Вучич не благодарен СССР за освобождение Сербии от нацизма

О попытке сербского президента усидеть на нескольких стульях – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Президент Сербии Александр Вучич заявил в интервью популярному американскому блогеру Марио Науфалу, что его страна сама освободилась от фашизма, а Советский Союз, мол, оказал лишь «ограниченную помощь».
Мы привыкли к тому, что нынешние Европа и Америка переписывают историю, пытаясь низвести к нулю ведущую роль СССР и его армии в разгроме фашизма. Мы привыкли, что в Европе не хотят помнить жертв, принесённых Советским Союзом на алтарь великой Победы над гитлеровской Германией.
Но чтобы такое делал лидер Сербии, народ которой считает себя русофилом и называет Россию не иначе, как «наша маjка» («наша матушка»)...
Между тем «ограниченная помощь» СССР – это свыше 650 тысяч советских воинов, которые, пройдя маршем через Болгарию, вышли в сентябре 1944 года к границе с Югославией. Это блестяще спланированная командующим 4-м Украинским фронтом маршалом Толбухиным Белградская операция, которая к 20 октября 1944 года закончилась освобождением восточных и южных частей Югославии и её столицы Белграда от германских войск.
Никто не отнимает славы у героических бойцов Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ), которые воевали бок о бок с советскими солдатами. Но она, оснащённая лишь лёгким вооружением, самостоятельно не смогла бы нанести нацистам стратегическое поражение. Не признавать ведущей роли Красной армии в освобождении Югославии может только человек, глубоко бессовестный и ангажированный западным истеблишментом и бюрократией, обезумевшими от русофобии.
Кстати, кому, как не сербам, знать, что на их территории нет других кладбищ, кроме сербских и тех, где покоятся останки советских солдат?
Это не первый выпад президента Вучича и его окружения в адрес России. Достаточно вспомнить его отказ приехать на саммит БРИКС в Казань после того, как он получил публичное приглашение от президента РФ Владимира Путина. Аргументировал он это тем, что у него-де на время саммита назначено «много других важных встреч». На Востоке такой отказ на фоне официального приглашения приняли бы за оскорбление. Москва деликатно промолчала.
Сюда же – недавнее голосование Сербии в ООН за русофобскую резолюцию в связи с конфликтом на Украине. Вучич спустя день сказал, что это было «ошибкой» и извинился перед своим народом за этот антироссийский демарш. Но фарш назад уже не провернуть.
И если бы это было единичной «ошибкой»! Вучич регулярно подписывает антироссийские коммюнике по итогам различных европейских «саммитов» по конфликту на Украине и высказывается в поддержку Киева. Первую леди Тамару Вучич постоянно видят в компании с Еленой Зеленской. Сербия посылает оружие киевскому режиму через третьи страны, за что получает похвалу от европейских лидеров.
Откуда такая любезность Вучича в адрес Украины и её западных кураторов? Всё потому, что он, по собственному признанию, «видит будущее Сербии в составе Евросоюза» – кстати, вопреки желанию большинства жителей страны, которые ни себя, ни свои чаяния с президентом никак не соотносят.
При этом, когда Вучичу надо заручиться поддержкой сербов, которые уже не первый месяц выходят на митинги против коррупции в высших эшелонах власти, он апеллирует к президенту Путину, называя себя его «другом», а Россию – союзником Сербии. Это лучший способ для любого тамошнего политика поднять свой рейтинг.
На днях, испытывая сильное давление со стороны массового протестного движения в Сербии, Вучич снова заговорил о России. Он сообщил, что намерен присутствовать в этом году на параде Победы в Москве.
Похоже, позже Вучича сильно одёрнули его западные партнёры, которые наверняка потребовали от него не ездить в Москву на 9 Мая. Точно так же, как они потребовали от Вучича не участвовать в саммите БРИКС в Казани даже после публичного приглашения со стороны Путина.
Теперь Вучич как будто делает всё для того, чтобы не ехать на парад Победы. Он пытается создать такую ситуацию, когда официальная Москва по дипломатическим каналам сама ему предложит остаться дома, чтобы не провоцировать российскую прессу на соответствующие вопросы.
Мы не дипломаты, а публицисты. И скажем прямо, без обиняков: мы бы такого гостя на священную для всей России Красную площадь не позвали.
Невозможно сидеть на двух стульях. Невозможно чуть-чуть быть другом России и чуть-чуть – другом её врагов. Бочка с мёдом, где есть хоть одна ложка дёгтя, бочкой с мёдом быть перестаёт.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.