Ордер – не арест: зачем объявленный в международный розыск Милорад Додик прилетел в Москву
Фото © AP / ТАСС

Президент Республики Сербской (РС) Милорад Додик в седьмой с 2022 года раз посетил Россию. Стоит отметить, что поездка проходит на фоне уголовного преследования лидера боснийских сербов. О причинах визита и подробностях дела – в материале «Абзаца».

Братская Москва

Президент России Владимир Путин вечером 1 апреля встретился в Кремле с главой Республики Сербской Милорадом Додиком. Беседа состоялась на фоне запроса на выдачу международного ордера на арест политика, инициированного отделением Интерпола в Боснии и Герцеговине (БиГ) в конце марта.

Ранее в феврале суд БиГ приговорил президента РС к году тюремного заключения и шести годам запрета на политическую деятельность за игнорирование решений высокого представителя в Боснии и Герцеговине Кристиана Шмидта. Реакция России на это решение последовала незамедлительно.

В частности, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что приговор Додику незаконен и имеет политическую подоплёку, а потому юридически ничтожен. Дипломат также сообщила, что дело сфабриковано, в связи с чем российская сторона намерена использовать все средства, чтобы предотвратить эскалацию ситуации на Балканах.

Свой визит в РФ, а также встречу «на самом высоком уровне» с представителями страны президент РС анонсировал ещё 12 марта. Он сообщил, что намерен обратиться к Москве с просьбой поднять в Совбезе ООН вопрос о прекращении военной операции Евросоюза в БиГ EUFOR Althea из-за нарушения её мандата.

Ордер – не арест: зачем объявленный в международный розыск Милорад Додик прилетел в Москву
Фото © Михаил Терещенко / ТАСС

В разговоре с «Абзацем» политолог, публицист и специалист по новейшей истории Балкан и «цветным революциям» Елена Пономарёва подчеркнула, что в регионе очень напряжённая ситуация. Постъюгославское пространство продолжает кипеть: протесты в Сербии, накалённая обстановка вокруг Косова, а теперь ещё и БиГ:

«Совершенно закономерно, что [в этой ситуации] Милорад Додик приехал с визитом в Москву и обратился с просьбой к российскому президенту, чтобы он поднял этот вопрос [наложить вето на продление миссии EUFOR Althea] со всей ответственностью. То, что делают наши западные «коллеги» со своими оппонентами, войдёт в анналы истории как суперантидемократические методы».

В такой ситуации одной из немногих стран, способных заступиться за сербов и поднять эти вопросы в Совбезе ООН, является как раз РФ, добавила эксперт.

Додик также после встречи с Путиным заявил, что, по его мнению, Россия – единственное государство, от которого можно ожидать объективного подхода в СБ ООН.

Без вины виноватый

Обстановка в Боснии и Герцеговине накалилась настолько, что в Белграде не исключают попыток захвата Додика военным контингентом ЕС в стране (EUFOR) по плану западных спецслужб, заявил вице-премьер Сербии Александр Вулин. Учитывая фактический переход к преследованию сербских политиков, силы Евросоюза больше не могут считаться гарантами мира в БиГ.

Ещё в 2018 году глава МИД РФ Сергей Лавров подчёркивал необходимость освободить Боснию и Герцеговину от внешнего управления, чтобы страна могла наконец превратиться в независимое суверенное государство, способное распоряжаться своей судьбой. Тем не менее в мае 2021-го новым высоким представителем в БиГ без процедуры согласования в СБ ООН назначили немецкого политика Кристиана Шмидта. В связи с этим руководство Республики Сербской, а также Россия и Китай не признали его легитимность.

Важной деталью в построении дела против Додика стало решение предшественника Шмидта Валентина Инцко. Австрийский дипломат перед тем, как покинуть свою должность, ввёл в Уголовный кодекс БиГ положение «об ответственности за отрицание геноцида в Сребренице» и «прославление военных преступников». Ими были названы сербы, участвовавшие в войне 1992–1995 годов.

Это не было вынесено на голосование в парламенте республики. Именно несогласие с этой «западно-мусульманской трактовкой» событий межнационального конфликта было основой будущего уголовного преследования политика.

Президент РС назвал это «последним гвоздём в гроб Боснии и Герцеговины». Шмидт на своей должности продолжил линию предшественника и инициировал законодательные акты, которые энтитет признал ущемляющими права боснийских сербов и не стал с ними соглашаться.

Ордер – не арест: зачем объявленный в международный розыск Милорад Додик прилетел в Москву
Фото © EPA / ТАСС

Сам Додик открыто заявил о готовности объявить о независимости республики в случае дальнейших попыток продвижения законов, ущемляющих права боснийских сербов.

«Вопиющий факт преследования президента по надуманному предлогу, речь о геноциде, который имел место якобы во время боснийской войны в 1992–1995 годах, президент РС отказался признавать его – и они его осудили. На самом деле речь идёт о том, что Додик просто не соответствует той ультраглобалистской повестке, которая в последние годы присутствует в международных отношениях. И в один ряд с «казусом Додика» встают и Кэлин Джорджеску в Румынии, и позиция Венгрии по целому ряду вопросов, которая раздражает представителей наднациональных структур, это и попытка убийства в мае прошлого года премьера Словакии Роберта Фицо, а теперь – преследование Марин Ле Пен по политическим мотивам», – считает специалист.

Если сейчас не защитить политика, «морок антидемократизма» будет только расширяться, добавила Пономарёва. Москва, по её словам, по-прежнему остаётся самым безопасным местом в мире.

После встречи с Путиным глава энтитета добавил, что будет в столице России и 9 Мая «на праздновании 80-летия Победы над фашизмом». По его словам, президент РФ отметил нелегитимный статус «высокого представителя» в БиГ, а также вновь проявил «интерес к деталям» жизни сербского народа.

Также читайте на «Абзаце» о том, сможет ли президент Сербии Александр Вучич удержать власть на фоне протестов.

telegram
Рекомендуем