Владимир нашему дому: от чего Мономах спас русские земли
Фото © Владимир Смирнов / ТАСС

К 900-летию со дня смерти великого князя – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Большинству соотечественников великий князь Владимир Мономах знаком только по своей шапке – короне первых русских царей, воспетой Александром Пушкиным. «Тяжела ты, шапка Мономаха...» Еще бы! Целый килограмм золота и драгоценных камней. Поэтому русские государи и сделали на короне подкладку из меха соболей – чтобы хватило сил вынести эдакий груз. Здесь вам не Европа, у нас масштабы другие.

В летописях же Владимир Мономах остался как «страдалец за землю Русскую» – в том плане, что слово «страда» как тогда, так и сейчас означает тяжелую работу.

Правнук равноапостольного князя Владимира, внук Ярослава Мудрого и императора Византии Константина IX Мономаха (его мать принцесса Анастасия была дочерью императора), князь Владимир действительно среди всех прочих Рюриковичей мог бы считаться настоящим «ударником» княжеского труда. Практически всю жизнь Мономах провел в походах и войнах. Сам Мономах писал: «Всех моих походов было 83, а маловажных не упомню».

При этом Владимир Всеволодович зарекомендовал себя не только как полководец, но прежде всего как дипломат и искусный политик. Ему было уже 40 лет, когда умер его отец – киевский князь Всеволод Ярославич. Другой бы Рюрикович начал войну за старший киевский престол, тем более что Владимир был киевским воеводой, но Мономах добровольно отказался в пользу Святополка Изяславича, своего двоюродного брата, имевшего больше прав на престол. За Мономахом остались Ростов Великий, Смоленск и Новгород Великий. Этим своим поступком он приобрел верного союзника как в борьбе с половецкими работорговцами, так и во внутренних смутах: потомки многочисленного дома Рюриковичей с хищностью гиен растаскивали некогда единую Русь по вотчинам и удельным наделам.

Его приключений, побед и лихо закрученных интриг с западными и византийскими дворами хватило бы на десятки фильмов и сериалов – куда там голливудским выдумкам типа «Игры престолов». Правда, тогда на Руси не было драконов – может быть, поэтому даже в русской культуре такие наши правители, как Мономах, находятся в полном забвении, а при словах «князь Владимир» все с улыбкой вспоминают карикатурного жеманного царедворца из мультфильмов про богатырей?

Мономах же был человеком дела. Ему удалось разгромить и половцев, и всех конкурентов за власть, остановив на время процесс распада Руси. Кто знает, может быть, этой «заморозки» и хватило, чтобы позже, уже во времена ордынского нашествия, Русь все-таки сохранилась как единое культурное, религиозное и политическое пространство.

Его авторитет был настолько непререкаем, что после смерти князя Святополка Изяславича киевляне сами пригласили Владимира Мономаха, которому тогда минуло 60 лет, на киевский престол. Небывалый случай по меркам тех времен.

И вот что интересно. Нынешние киевские идеологи украинского национализма, объявившие и князя Владимира, и его сына Ярослава Мудрого «исконно украинскими князьями», отчего-то боятся даже вспоминать про Владимира Мономаха. Видимо, понимают, что наследие ростовского князя, объединившего Русь и разогнавшего всех киевских интриганов и казнокрадов, будет губительным для всей бандеровской мифологии – как удар русского меча.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем