Держат на поводе: что стоит за угрозами Израиля ударить по ядерным объектам Ирана
Фото © Facebook (признан экстремистской организацией и запрещён на территории Российской Федерации) / Benjamin Netanyahu

Об опасной политике Биньямина Нетаньяху – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.

Представители администрации США сообщили, что Израиль планировал ударить по иранским ядерным объектам уже в мае этого года. Но американский президент Дональд Трамп отказался от этой идеи и от поддержки еврейского государства при нанесении такого удара.

Как сообщает The New York Times, лидер США якобы за переговоры с Тегераном о заключении соглашения, которое ограничило бы его ядерную программу. Похоже, что мир пока может облегчённо выдохнуть. Но сколько продлится хрупкий мир на Ближнем Востоке?

Тель-Авив разработал планы нападения на иранские ядерные объекты, для реализации которых ему потребовалась бы помощь Америки. Израильские военные были готовы осуществить их и «с оптимизмом смотрели на то, что Соединённые Штаты дадут добро». Целью этих предложений, со слов израильтян, было отсрочить разработку Тегераном ядерного оружия на год или более.

Собственно, именно за американской военной поддержкой, а вовсе не для решения проблемы товарных пошлин, израильский премьер Биньямин Нетаньяху приезжал в Вашингтон в начале апреля. И Трамп ему сказал: «Нет».

По словам представителей американской администрации, Трамп принял решение после «нескольких месяцев» дебатов со своими советниками о том, стоит ли прибегнуть к дипломатии или поддержать Израиль в стремлении помешать Ирану создать бомбу. Исламская Республика заявляет, что продолжит переговоры с США по вопросу ядерной программы.

Первый раунд таких переговоров состоялся на днях в Омане, вскоре будет новый. Судя по противоречивым заявлениям команды республиканца, она ещё не пришла к выводу о том, какое соглашение с Ираном было бы приемлемым и каковы будут последствия для страны, если она не сможет договориться.

А вот у Израиля позиция кристально ясная. После крайней встречи с Трампом Нетаньяху сказал, что для еврейского государства будет приемлемо только такое соглашение с Ираном, которое позволит подписавшим его сторонам «войти, взорвать объекты, демонтировать всё оборудование под американским контролем и при участии американцев». Но согласен ли на такое Иран? Весьма сомнительно. То есть желания сторон вообще несовместимы.

И похоже, что Вашингтон готов продолжать диалог с иранцами неопределённо долгое время не только с целью снизить риск создания в республике ядерного оружия, сколько под видом идущих переговоров удержать Израиль от крайне опасного шага – нанесения самостоятельного удара по стране, что может стать началом большой и, вероятно, ядерной войны на Ближнем Востоке.

Израиль смотрит на Иран как на экзистенциальную угрозу, которую надо уничтожить в любом случае. При этом никто точно не знает, обладает республика ядерным оружием или в какой степени продвинулась к его созданию. С учётом того, что средства доставки у Ирана есть, волнения Тель-Авива приближаются к истерике.

Именно поэтому Израиль спешит с нанесением удара по иранским ядерным объектам. Как уже сказано, реально эти планы могут быть прелюдией к ядерной войне на Ближнем Востоке, поскольку Иран не намерен отступать и готов к тому, чтобы ответить ударом по Израилю. И в этом случае США, хотят они того или нет, будут втянуты в конфликт на стороне еврейского государства. Как раз из этих соображений Трамп отказывается от планов Израиля. Будучи участником этой авантюры, Белый дом не может быть уверенным в том, что она закончится успешно для её инициаторов.

Развязывание на Ближнем Востоке войны при участии США, которая легко может перерасти в обмен ядерными ударами и втянуть в себя весь мир, способно нанести серьёзный ущерб планам Трампа во всех областях внешней и внутренней политики.

Самое опасное заключается сейчас в том, что Израиль, подгоняемый собственным представлением о своей безопасности и состоянии ядерной программы Ирана, может решиться ударить по Исламской Республике самостоятельно, но в расчёте на то, что США тут же подключатся и не оставят его один на один с Тегераном. Нельзя исключать, что израильтяне подумывают над тем, чтобы втянуть Штаты в войну вопреки воле республиканца.

Именно из соображений ликвидации угрозы применения оружия массового поражения против своей территории Израиль спровоцировал в своё время уничтожение Ливии и Ирака, которые, соответственно, при Муамаре Каддафи и Саддаме Хусейне имели собственные ядерные программы и которые, как теперь Иран, тоже рассматривались еврейским государством как экзистенциальная угроза. При этом первая подверглась нападению, даже несмотря на то, что в 2003 году лидер официально отказался от планов создания ядерного оружия в надежде, что это убедит Запад и Израиль оставить страну в покое.

Ливийский пример говорит Ирану о том, что ни при каких обстоятельствах, ни при какой доброжелательности американской администрации и тем более ни при каких обещаниях израильтян нельзя отказываться от создания оружия сдерживания и возмездия. Эта позиция республики прекрасно известна в Израиле.

Таким образом, ситуация находится в стратегическом тупике, выходом из которого для обеих сторон может быть только ликвидация врага. Иран – последний в этом кризисе, кто хочет войны. Он готов сосуществовать с Израилем, если тот не посягает на его существование. Для израильтян же вопрос в том, кто нападёт первым и сможет ли он (то есть они) предотвратить ответный удар.

Иран – это тот последний Карфаген, который должен быть Израилем разрушен. И есть большая опасность, что эти планы станут реальностью в очень короткой перспективе.

Для России намерения Израиля так же проблематичны, как и для самого Ирана. Москва и Тегеран связаны Договором о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.

В документе записано, что страны консультируются и сотрудничают в сфере противодействия общим военным угрозам и угрозам безопасности двустороннего и регионального характера. Это означает, что Израиль, развязав войну как будто самостоятельно, непременно втянет в неё США, которые будут действовать на его стороне, и Россию, которая выступит за республику.

Однако есть надежда, что Трамп обуздает своих израильских союзников. В противном случае никому мало не покажется.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем