Чужие против: как внутренние и внешние враги России пытались помешать приходу Путина
Фото © Величкин Сергей / Родионов Владимир / ТАСС

К 25-летию избрания президента России – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Конечно, сегодня, по прошествии четверти века, кажется, что вхождение Владимира Путина во власть было столь же стремительным, как триумф самого Цезаря. По формуле: veni, vidi, vici. Пришёл, увидел, победил.

Дескать, президентская «семья» выбрала преемника. В обмен на гарантии безопасности олигархи поддержали выбор Бориса Николаевича, ну а электорат, то бишь простой народ, мы с вами, сразу же оценил по достоинству молодого и эффективного нового премьер-министра. Особенно на фоне дряхлого Ельцина.

Но это, мягко говоря, не совсем так.

Лучше многих слов говорит статистика. Владимир Путин на внеочередных выборах в 2000 году набрал 52,9% голосов – немного меньше, чем Ельцин в 1991-м (57,3%), гораздо больше, чем Ельцин в первом туре в 1996-м (35,3%), практически столько же, сколько Ельцин во втором туре (53,8%).

Ближайший соперник Путина – лидер коммунистов Геннадий Зюганов – также взял свою треть голосов.

Лишь Григорий Явлинский и Владимир Жириновский незначительно ухудшили свои позиции. Буквально на 1–2%.

То есть никакого массового перетекания электората от прежних политиков к Путину тогда не произошло.

И коммунисты со всеми прочими политическими оппонентами вовсе не собирались играть «в поддавки». Нет, драка шла жёстко и всерьёз.

Причём против Путина были не только международные террористы из прикормленных, как мы потом узнали, исламистских группировок (прямо накануне выборов бандформирования «генерала» Доку Умарова как по заказу выползли из подполья и атаковали несколько районов Чечни), но и сам Запад.

Уже тогда, в 2000 году, ряд американских газет и телеканалов объявили Россию «империей лжи». Дескать, это всё ненастоящие выборы. Почему «ненастоящие»? Потому что кандидатура ВВП не была согласована с Вашингтоном. Только поэтому.

Отсюда и этот недоуменный вопрос: Who is mister Putin?

Поэтому же западные агенты влияния так усердно разгоняли заведомую ложь про «эфэсбэшные следы» в чеченском терроризме и во взрывах домов. Одна лондонская газета договорилась до того, что объявила террориста Салмана Радуева (выродка, захватившего больницу в Кизляре) «агентом ФСБ». Дескать, он специально дал себя арестовать, чтобы поднять рейтинг власти.

Всё это писалось с намёком: если Россия не вернётся в «стойло» западных колоний, мы ещё и не такой грязи накопаем.

Но главное – против Путина активно интриговали все региональные бароны и «автономные» царьки, избалованные Ельциным. Цель их была проста: чтобы он не выиграл в первом туре. Рассчитывали, что тогда все прежние договорённости с «семьёй» будут аннулированы и ему придётся искать более существенной поддержки у каждого из царьков, предлагая взамен новые преференции от власти и гарантии неприкосновенности.

Эта борьба была самой опасной, потому что региональные центры силы открыто выражали полную лояльность премьер-министру, но на деле часто саботировали все решения. И только у Амана Тулеева, бывшего губернатора Кемеровской области, хватило то ли наглости, то ли честности выставить свою кандидатуру на выборы, чтобы открыто торговаться с Администрацией Президента.

Саботажем занимались и в самом аппарате правительства, где в ходу была байка, как в своё время Путин «почистил» ФСБ. Став директором службы, он два месяца никого не увольнял – уж думали, что всё так и останется. А потом в один прекрасный день подписал пачку указов об отставках, сменив большинство своих замов (причём эти отставки были подготовлены втайне от всего аппарата).

По сути, единственный ресурс, на который смог опереться Путин, – это народ, действительно поверивший, что этому офицеру разведки и семьянину можно доверить страну.

Именно народ, а не пресловутый административный ресурс обеспечил победу ВВП в первом туре, заставив весь мир заговорить о новом феномене России. Который, опять же, «вопреки всему».

Говорю это со знанием дела. Я тогда работал в одном из региональных штабов и помню, с каким шоком наши начальники встретили горестное для них известие, что второго тура выборов не будет. А ведь ещё не выделенные бюджеты были уже распилены!

Правда, тогда мы ещё не знали, что настоящая драка только начинается. И не с политическими оппонентами за голоса избирателей, а с теми, кто ногой открывал все двери в Администрации Президента и всерьёз рассчитывал сделать из директора ФСБ послушную марионетку.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем