Гриша для нувориша: зачем Акунин* врёт о советском детстве
Фото © Сергей Карпов / ТАСС

О новых откровениях иноагента и экстремиста – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.

© Абзац / Гриша для нувориша: зачем Акунин* врёт о советском детстве

Писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили)*, похоже, решил сменить литературную квалификацию. Коммерческие детективы ему надоели, и он осторожно ступил на зыбкую почву модной «литературы травмы».

Именно так можно истолковать недавние откровения писателя. Он утверждает, что в той стране, где он вырос – в Советском Союзе, – детей «учили совершенно не тому, что им может пригодиться в жизни»: «То была странная страна, в которой совершенно не к чему было стремиться, в которой у тебя не было будущего».

Акунин, как и положено литератору-травмописцу, немного переигрывает, изображая жертву. Не так уж его угнетала советская власть. И вряд ли можно сказать, что столичная английская спецшкола, которую он окончил, дала знания, которые лично ему в его жизни не пригодились.

Да и Институт стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ, где он учился после школы, совсем не был похож на урюпинский заборостроительный техникум. Мальчику с улицы ой как трудно было туда поступить. Но юный Гриша, надо думать, был вовсе не с улицы, а, как говорится, из хорошей семьи.

Впрочем, писатель не обязан говорить исключительно за себя – он же голос миллионов. Я тоже учился в советской школе и не могу сказать, что в наши детские головы впихивали что-то такое, чего знать не стоит.

Учили «Бородино» наизусть, решали уравнения, находили столицы далёких стран на контурных картах, на классных часах говорили о пионерах-героях. Что здесь не так? Мои одноклассники хотели стать экономистами, физиками, режиссёрами, и в той стране, где мы росли, ничто им в этом не препятствовало.

Хотя, если посмотреть на вещи иначе, с Акуниным можно согласиться. Потому что, когда та страна рухнула, оказалось, что все эти прекрасные знания, которые мы усваивали в школе, а потом развивали и углубляли в вузах, в самом деле не нужны для жизни. А нужны навыки совсем другого рода: крутиться, шустрить, обманывать, предавать, продаваться, толкаться локтями и шагать по трупам.

Был Гагарин нашим кумиром, а нам сказали: к чёрту вашего Гагарина, будете молиться на Япончика. Была у нас святая – Зоя Космодемьянская, а её объявили сумасшедшей пироманкой и дали нам в образцы интердевочек, ложащихся под богатых иностранцев. Словом, забудьте всё, чему вас учили в школе, и делайте жизнь с банкиров, бандитов и проституток.

А что же сам Акунин-Чхартишвили? Не иначе, он усвоил «правильные» ценности и подготовился к наступлению перевёрнутого мира в свободное от официальной учёбы время. Потому и не пропал в 1990-е, а, напротив, стал верным и высокооплачиваемым слугой новых хозяев жизни, развлекая публику романами о сыщике Фандорине, пока нувориши растаскивали и распихивали по карманам народное достояние.

Именно приверженность Акунина бандитско-проститутским понятиям, «идеалам» бабла и предательства привела его в стан иноагентов. При этом он и его единомышленники всеми силами пытались пролезть в школы, чтобы отформатировать новые поколения под себя. Один из них, Дмитрий Быков**, когда-то даже грезил о должности министра просвещения.

И сегодня Акунин врёт о собственном детстве, прекрасно понимая, что возрождение традиций русской и советской школы ставит крест на той либеральной смердяковщине, которая лежит в основе его отношения к нашей стране и её прошлому.

Нам нужно, чтобы в школе учили дружбе и верности, творчеству и труду, состраданию и взаимопомощи, любви к Родине. Но нам не менее важно построить и сохранить то общество, в котором все эти ценности не окажутся бесполезным балластом, как это однажды уже случилось в нашей истории. Важно сделать так, чтобы страну, где человеку открыты все пути для самореализации, не выдернули, как ковёр, из-под ног у тех, кто идёт нам на смену.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

*Признан Минюстом РФ иностранным агентом, внесён в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

**Признан Минюстом РФ иностранным агентом.

telegram
Рекомендуем