Мерил он по Монро: почему Трамп уверенно говорит о новых штатах, но осторожничает по Украине
О причинах смещения риторики Трампа с Украины на Северную Америку и Ближний Восток – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Дональд Трамп в эти дни как с цепи сорвался. Не дожидаясь официального вступления в должность, решил шокировать всё прогрессивное человечество. Пообещал отобрать Панамский канал, сделать Канаду и Гренландию 51-м и 52-м штатом США. Мексику тоже собрался в штат превратить.
Этого ему показалось мало. На Ближнем Востоке Трамп пообещал «открыть врата ада». В Израиле так обрадовались, что немедленно это высказывание поместили на плакаты и развесили по Тель-Авиву и Иерусалиму. Ведь большой американский босс хочет обрушить ад на врагов Израиля, а не на самих евреев. Ну, кто тут на них с Америкой?
Всё прогрессивное человечество, а впрочем, и не очень прогрессивное, смотрит с недоумением. Что это с ним?
Я думаю, в яростном помешательстве Дональда Трампа, как обычно бывает на Западе, «русские виноваты». Тут ведь как: он про всё говорит решительно, твёрдо, страшно пучит глаза и топает ногами, грозит.
Про всё говорит и всем грозит. За одним-единственным исключением. Проблема, по которой республиканец высказывается осторожно, – это «урегулирование на Украине».
Помните, во время выборной кампании Трамп обещал добиться мира в один день, в течение суток? Так вот, сейчас про такое он уже ничего не говорит. Теперь, мол, потребуется как минимум полгода.
Полгода с точки зрения публичной политики в США – это «не сейчас, а когда-нибудь потом». Пообещать сделать что-то через полгода – всё равно что признаться: «Я не могу этого сделать, я боюсь, у меня не получится, может быть, я и пытаться не стану».
Как же так? Ведь обещание прекратить отдавать американские миллиарды на войну с Россией было в кампании Трампа одним из главных. Его избиратели очень не хотели платить за чужую войну на другом континенте деньги, которых самим не хватает. Республиканец им поддакивал. Ругал демократов и лично Байдена за коррупцию. Грозил всё прекратить.
И вот – Трамп не знает, как обещанное исполнить. И каждому видно, что он этого не знает. Потому что русские, оказывается, готовы к переговорам, но не собираются заключать никакого перемирия себе в убыток. Не собираются отдавать свою победу.
Русские не собираются помогать Трампу, не собираются его победу на дипломатическом фронте на блюдечке преподносить. Это очень больно и обидно для дедушки Дональда, потому что ему очень нужны громкие победы в самом начале второго президентского срока.
Так что Гренландия, Канада, Мексика, Панама должны заслонить Россию для американского избирателя. В этом один из смыслов заявлений Дональда. Потому что есть и второй. На яркие заявления республиканца можно посмотреть и по-другому.
Трамп ведёт себя как «империалистический хищник» из советской пропаганды не потому, что он глуп. А потому, что умён. Он понимает, что мировое господство для США больше невозможно.
Не будет больше единственной сверхдержавы. Мир изменился. В нём есть Россия и Китай, есть БРИКС (к альянсу только что присоединился «новый азиатский тигр» – Индонезия). В этом новом мире индивидуальная гегемония больше непредставима. В лучшем для США случае они остаются одним из нескольких равнозначных центров силы.
Трамп и его советники это отлично понимают. И вот он стремится, пока не завершился переходный период, урвать для своей страны столько власти, сколько она ещё может унести.
Весь мир уже никогда не будет американским, но вся Северная Америка – от канала до Гренландии включительно – вполне может быть. Это известная в истории и политологии доктрина Монро. Согласно ей, Штаты правят всей Америкой, а в остальном мире могут властвовать другие державы. Возрождение этой доктрины – не безумие, а рациональная стратегия.
Заметим, что Трамп грозится захватить только то, что, как ему видится, плохо лежит. Страны, которые республиканцу кажутся беззащитными. Он ничего не говорит, например, про Кубу, которая в двух шагах от Флориды, вплавь можно добраться, и на которую Штаты десятилетиями зуб точат. Нет, туда новоизбранный президент США вторгаться не планирует, там можно кровью умыться, а это в его планы не входит.
Трамп – крикун и позёр. Но он делает свои заявления в пространстве возможного – вот что надо нам понять. И заодно надо всё время держать в уме, что республиканец нам не друг и не союзник. И если и сделает что-то выгодное для России, то только потому, что мы его вынудим.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.