рубрики

Юани под ударом: какой инструмент из лихих 90-х поможет России и Китаю обходить санкции
Фото © MARK R. CRISTINO / EPA / ТАСС

В октябре заканчивается разрешение США на операции с Мосбиржей. Торги юанем могут оказаться под вопросом. Ещё один риск – отказ от работы с Россией со стороны китайского госбанка ICBC. Как это скажется на экономических отношениях с Поднебесной и может ли выходом стать практика из лихих 90-х – бартер?

Опасение санкций

То, что региональные китайские банки опасаются вторичных санкций и отказываются работать с российскими компаниями, уже не новость. Чем меньше финансовый игрок, тем более он уязвим в условиях глобальной экономики.

Главные опасения связаны с китайским госбанком ICBC, который пришёл на смену Bank of China. Пока ещё он готов брать на себя риски вторичных санкций, и на это есть в том числе и политическая воля. Однако ничего исключать нельзя.

«В последние месяцы у нас есть проблемы с оплатой через китайские банки из-за вторичных санкций. Российские предприниматели буквально не могут проводить оплату за китайские товары. Из-за этого продукция становится более дорогой. Это первые звоночки. Государственный банк Китая будет до последнего сохранять взаимодействие с Россией. Однако вероятность разрыва отношений исключать нельзя», – рассказала «Абзацу» экономист, доцент РГУ СоцТех Инна Литвиненко.

Юани под ударом: какой инструмент из лихих 90-х поможет России и Китаю обходить санкции
Фото © Jiang Qiming/China News Service / VCG / ТАСС

Пока ICBC лишь ограничивается «последними китайскими предупреждениями», намекая на грядущие сложности в денежных переводах из России в Китай. Однако торговля между двумя странами продолжает расти. По данным таможенного управления КНР, товарооборот по итогам первых семи месяцев 2024 года составил $136,67 млрд. Это на 1,6% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Практики лихих 90-х

Reuters со ссылкой на источники сообщил, что Россия и Китай могут решить проблему платежей через бартер. По сути, это означает отношения «ты – мне, я – тебе». Такие практики ознаменовали переходный момент в истории нашей страны – лихие 90-е. Литвиненко подтверждает: бартерные отношения действуют уже сейчас.

«Бартер был предложен в качестве варианта обхода санкций, касающихся проведения расчётов с физическими и юридическими лицами. Такой инструмент практикуется, но пока не в тех объёмах. Если вступят в силу жёсткие ограничения и бизнес не сможет проводить расчёты с китайскими компаниями, то на этот период мы увидим активное применение этого инструмента», – продолжает она.

Юани под ударом: какой инструмент из лихих 90-х поможет России и Китаю обходить санкции
Фото © IMAGO/CFOTO / ТАСС

Компании, например, могут экспортировать металлы из России в обмен на оборудование из КНР. Китай ранее уже заключал бартерные сделки. Например, в 2019 году произошёл обмен пальмового масла из Малайзии на строительные услуги и оборудование. Финансовый эквивалент этой сделки тогда составил $150 млн.

В 2021 году также случился бартерный обмен с Ираном: китайская компания экспортировала автозапчасти на $2 млн, а в обмен получила фисташки.

Поймать баланс

Торговля между Россией и Китаем считается сбалансированной: экспорт из РФ в КНР ($129,1 млрд в 2023 году) только незначительно превосходит импорт ($111 млрд). Экономист Евгений Коган считает, что налаживание бартерного обмена – вопрос техники и политической воли.

Юани под ударом: какой инструмент из лихих 90-х поможет России и Китаю обходить санкции
Фото © Ng Han Guan / AP / ТАСС

«Например, с российской и китайской стороны могут быть компании, которые закупают товар от местных экспортёров (внутри страны), обмениваются товаром и информацией об отправителях и получателях с коллегами на другой стороне и продают товар местным импортёрам (опять же внутри страны). Таким образом осуществляется своеобразный взаимозачёт (по-научному – клиринг) – многосторонний учёт требований и обязательств без движения непосредственно денег между странами», – написал эксперт в своём Telegram-канале.

По словам эксперта, если бартерные практики и отразятся на рубле, то незначительно. Когда в ход идут товары вместо денег, то необходимость менять валюту отсутствует, а значит, влияние минимально.

Санкции санкциями, а торговая жизнь всегда найдёт дорогу.

telegram
Рекомендуем