Путин в Китае: переход на альтернативу SWIFT или расчёт в цифровых валютах?
16–17 мая президент России Владимир Путин с официальным визитом посетит Китай, где у него уже назначена встреча с председателем КНР Си Цзиньпином. Сообщается о планах углубить «всеобъемлющее стратегическое партнёрство», а также подписать ряд документов. Однако все ждут от этой встречи решения вопроса с платежами между двумя странами, которые в последнее время страдают из-за вторичных санкций.
Первая поездка после инаугурации
Первый свой официальный визит после пятой инаугурации Владимир Путин запланировал именно в Китай, с которым Россию связывают добрые отношения. В 2023 году председатель КНР Си Цзиньпин поступил так же – через десять дней после своего третьего переизбрания на должность он посетил Россию.
Помощник Путина Юрий Ушаков назвал это «наглядным подтверждением двусторонних отношений», которое, в свою очередь, «отражает личную химию между двумя лидерами государств». Владимир Путин и Си Цзиньпин обращаются друг к другу не иначе как «мой дорогой друг», что стало уже доброй традицией.
Известно, что российский президент во время своего китайского турне побывает в двух городах – Пекине и Харбине. Переговоры сначала пройдут в расширенном составе, а затем главы государств отправятся вдвоём на чаепитие и прогулку по парку. Не исключено, что в первой части встречи примет участие и новый министр обороны Андрей Белоусов.
Эффект вторичных санкций
Встреча важна также и для решения проблемы, которая возникла во взаиморасчётах двух стран. Ранее крупнейшие банки Китая прекратили принимать платежи из России. Среди них China Construction Bank (CCB), Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), а также Bank of China.
«Проблема финансовых взаимоотношений есть. Под влиянием находятся крупнейшие банки КНР, поскольку у них большой финансовый оборот с США и Европой. Малые и средние банки Китая продолжают работать с Россией», – рассказал «Абзацу» председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
Отказ принимать платежи из РФ китайские финансовые организации объясняют внутренней политикой компаний. Однако все понимают, что причиной являются опасения вторичных санкций Запада.
«Ввиду ужесточения режима вторичных санкций по отношению к кредитным организациям из Китая, Турции, ОАЭ, Казахстана банки отказываются принимать платежи от российских компаний», – рассказала «Абзацу» доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Мери Валишвили.
В марте впервые с середины 2022 года импорт из Китая в Россию снизился на 15,7%. Это произошло в том числе из-за сложностей во взаиморасчётах. В апреле тенденция продолжилась – сокращение составило 13,6% в годовом выражении.
«Увы, это тренд. Китайские банки и компании отказываются работать с россиянами под угрозой вторичных санкций США. Причём если раньше отказы получали компании из «санкционных» отраслей, то сейчас, по словам наших источников, с проблемами сталкиваются практически все – китайцы максимально перестраховываются», – написал в своём телеграм-канале президент Столыпинского клуба и профессор ВШЭ Евгений Коган.
По его мнению, дальнейшее снижение импорта в Россию от крупнейшего торгового партнёра может укрепить курс рубля. Однако росту экономики это помешает – многие производства завязаны на китайских компонентах.
Финансовые альтернативы
Проблему могут решить альтернативные варианты взаиморасчётов. Аксаков видит будущее в использовании цифровых валют двух стран – цифрового рубля и цифрового юаня:
«Наладить взаиморасчёты помогут цифровые валюты. Это уже происходит. Мы приняли закон по цифровым финансовым активам. Он позволяет использовать цифровые финансовые активы в том числе для оплаты международных сделок. Санкции стимулируют развитие цифровых валют. Они будут использоваться в международных расчётах. Это веление времени».
Ещё одной вероятной альтернативой привычным финансовым расчётам называются транзакции с использованием цифровой валюты БРИКС, к разработке которой приступили страны – участники содружества.
«На саммите БРИКС в августе 2023 года эта тема широко обсуждалась, и все участники подтвердили перспективность расчётов в цифровой валюте ассоциации. Некоторые эксперты говорят о возможности начала тестирования такой валюты уже в 2025–2026 годах», – рассказала Валишвили.
Профучастники рынка также не исключают внедрения новых механизмов платежей с использованием национальных альтернатив межбанковской системы SWIFT. У нас это Система передачи финансовых сообщений (СПФС), у Китая – CIPS.
Большие надежды
Наращивать товарооборот выгодно и России, и Китаю. Состав российской делегации, которую собрал Владимир Путин, многообещающий – не только чиновники, но и бизнес, включая представителей банков.
«Товарооборот между Россией и Китаем за последние годы вырос в разы и достиг почти $250 млрд. Никакие санкции, никакие финансовые ограничения не помешали так резко вырасти товарообороту между нашими странами. Собаки лают – караван идёт. А встреча двух лидеров – Владимира Путина и Си Цзиньпина – поможет создать условия для этого движения», – заявил Аксаков.
Он считает, что переживать относительно снижения импорта китайских товаров в Россию не нужно:
«На ситуацию влияет курс рубля. Он стимулирует экспорт из нашей страны товаров, которые производятся здесь. Курс для импортёров не очень выгодный. В России идёт активное импортозамещение, наращивается внутреннее производство. Это приводит к замещению в том числе и китайских товаров».
Известно, что Владимир Путин на встрече с Си предложит ему приехать на саммит БРИКС, который пройдёт в октябре этого года в Казани. Предварительное согласие китайского лидера уже получено.