рубрики

Два года с начала СВО: что изменилось в экономике России и мира
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

После начала СВО в феврале 2022 года западный мир объединился, чтобы ввести против России те самые «карающие санкции». Что изменилось за два года и кого по-настоящему покарали санкции – в материале «Абзаца».

Мир погружается в рецессию

За эти два года в мировой экономике произошло столько изменений, что хватило бы на несколько десятилетий. Одних только санкций наскреблось на двенадцать пакетов. Все они направлены против России, но отчего-то бьют по самим авторам. Сразу три страны из некогда «Большой семёрки» (G7) – Германия, Великобритания и Япония – оказались в рецессии, что подразумевает снижение валового внутреннего продукта (ВВП) два квартала подряд и более.

У всех свои «рецепты успеха», но есть и объединяющие факторы: высокие цены на энергоносители и «перекройка» товарных рынков. Всё это является следствием тех самых «карающих санкций».

«В мире произошла очень серьёзная перестройка товарных потоков: американцы получили европейский рынок нефти, Россия получила индийский рынок нефти. Произошёл круговорот товаров из-за возникших барьеров в международных платежах. Перестроилась торговля нефтью, перестроилась торговля газом и перестроилась структура международных платежей», – рассказал «Абзацу» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.

Ещё одно важное изменение этих двух лет – упразднение глобального института права. Санкции, которыми «караются» непокорные страны, являются незаконными, как и заморозка (по сути – воровство) золотовалютных резервов. На это смотрят другие государства, которые пока ещё находятся в «белом списке», и невольно задаются вопросом: «Кто следующий?».

Да, ценные бумаги США, Германии, Великобритании, Франции, Японии пока ещё считаются наиболее ликвидными и безопасными в мире, однако уровень доверия постепенно снижается. Например, партнёр США – Израиль – сокращает вложения в американский госдолг.

Ты чьих будешь?

Два года с начала СВО: что изменилось в экономике России и мира
Фото: ТАСС / Пресс-служба Минобороны РФ

Специальная военная операция на Украине и последующая перестройка мировой экономики разделили страны на три категории:

  • выгодоприобретатели,
  • проигрывающие,
  • тихие наблюдатели.

В группе проигрывающих – те, кто начал терять позиции в мировых рейтингах. В первую очередь это отрезанные от дешёвых российских энергоресурсов страны Европейского союза.

Германия и другие участники содружества вдруг поняли, что развивать свои экономики без «страны-бензоколонки» не так уж и легко. За два года это успели ощутить предприниматели, которые засобирали чемоданы и поспешили перебраться туда, где возможно строить бизнес и оставаться конкурентным. Изменения почувствовало и население, жизнь которого существенно подорожала.

В группе выгодоприобретателей – те страны, куда бегут инвестиции, бизнес, технологии. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) это Китай и Индия. Но и Соединённые Штаты не нужно сбрасывать со счетов.

«Соединённые Штаты относятся не к тем, кто проиграл после начала СВО, а к тем, кто относительно стабилизировал свою экономическую ситуацию за счёт своих союзников. Чем хуже европейцам (особенно Германии), канадцам, британцам, тем лучше экономическая ситуация в США, потому что Штаты это всё забирают», – рассказал «Абзацу» руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

В группе тихих наблюдателей находятся колеблющиеся страны. Они не поддерживают западный мир, но и открыто не встают на сторону России или Китая. Эти государства не торопятся делать выбор, а находятся над схваткой. К ним можно отнести Австрию, Швейцарию, Саудовскую Аравию, Индонезию и другие страны.

Эффект для России

Два года с начала СВО: что изменилось в экономике России и мира
Фото: The White House

«Карающие санкции», которые президент США Джо Байден также прозвал «адскими», не разорвали экономику России «в клочья». Напротив, ВВП нашей страны рос и в 2022-м, и в 2023-м годах. Более того, в прошлом году РФ оказалась пятой среди самых крупных экономик мира, по данным Всемирного банка, отодвинув Германию.

«Российская экономика оказалась более устойчивой к санкциям, чем изначально ожидали многие эксперты»,констатировали в МВФ.

Вопреки ожиданиям, СВО стала движущей силой российской экономики. Она дала нам:

  • новые рабочие места (безработица в России на рекордно низком уровне в 3,2%),
  • повышение зарплат населения на 7,6% за вычетом инфляции,
  • загрузку промышленных мощностей в 78,5% (максимум с 1990 года),
  • рост промышленного производства на 3,5% по итогам 2023 года,
  • рост оборота розничной торговли на 6%,
  • рост оборота общественного питания на 12%,
  • рост платных услуг населению на 4,4% (курьерские – на 37,2%) и т. д.

«На фоне рецессии и тяжёлых кризисных явлений в экономиках Евросоюза, Соединённого Королевства и в меньшей степени Канады и Японии наблюдается бодрый рост в Индии, Казахстане и России. Мы в выигрыше пока в меньшей степени – наша экономика выросла на 3,6%. Казахстанская – на 5,1%, индийская – на 7,5%. Те, кто оказался в промежуточной позиции, растут больше, чем мы, потому что мы всё же берём на себя удар», – продолжает Колташов.

За два года с начала СВО Россия изжила «недружественные» доллары и евро в Фонде национального благосостояния (ФНБ). Размер «кубышки» по состоянию на 1 января 2024 года составлял чуть менее 12 трлн рублей и состоял преимущественно из рублей, юаней, золота, а также ценных бумаг отечественных компаний-эмитентов. Изменилась и валюта в международных торговых операциях.

«До СВО в России подавляющая часть международной торговли шла за доллар и евро. Сейчас: 30% – доллар, 30% – юани, 30% – рубль. Для нас и для некоторых других рынков это очень серьёзные изменения», – считает финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.

По итогам 2023 года доля торгов юанем на Московской бирже достигла почти 42%, вытеснив с первого места доллар США. Объём торгов китайской валютой вырос втрое – до 34,2 трлн руб.

Вместо послесловия

Два года с начала СВО: что изменилось в экономике России и мира
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

На первый взгляд, после начала СВО российская экономика для обычного потребителя изменилась не сильно. Как мы узнали от Такера Карлсона, в «Ашанах» по-прежнему продаются «Сникерсы» и «Кока-кола», бургеры «Вкусно – и точка» делает такие же, как и ушедший «Макдоналдс», а в магазины через ОАЭ и Турцию завозятся iPhone и прочие новинки от Apple.

Хотя обычному потребителю этого не видно, в российской экономике происходят очень важные структурные изменения. Насыщает деньгами рынок военная промышленность, наконец начинает работать то самое импортозамещение, а экспортные потоки уже завершают процесс переориентации на Восток. Подводить итоги пока рано, да и не нужно – СВО идёт, экономика только встаёт на ноги, а наше завтра зависит во многом от того, какие решения принимаются сейчас.

Между тем Европейский союз, по всей видимости, заканчивает свой век. По крайней мере, в статусе мощного экономического объединения. При этом высасывающие из него соки Соединённые Штаты укрепляют позиции и готовятся к большой схватке за экономическое лидерство с Китаем. Уязвимые точки США при этом – растущий государственный долг, который уже превысил $34 трлн, и утрата доверия к институту международного права.

telegram
Рекомендуем