Тотальный просчёт Набиуллиной: как Банк России повышением ставки ускоряет инфляцию
Банк России допускает повышение ключевой ставки на заседании совета директоров 15 сентября. Месяцем ранее, 15 августа, ЦБ уже повысил ставку – с 8,5% до 12%. Всё ради главной цели – борьбы с инфляцией. Только вот инфляции всё равно на усилия команды Эльвиры Набиуллиной – она по-прежнему растёт. Причём повышение ставки этот процесс только стимулирует.
«Священная корова»
Инфляцию многие называют «священной коровой» Банка России. ЦБ действительно видит свою главную задачу в удержании инфляции в районе 4%. Если она вдруг начинает выбиваться из стойла, ведомство Эльвиры Набиуллиной переходит к решительным действиям. Действует Центробанк в такой ситуации всегда одинаково – повышает ключевую ставку.
По прогнозу ЦБ, годовая инфляция в 2023 году составит от 5% до 6,5% – то есть будет выше тех самых заветных 4%. По словам зампреда Банка России Алексея Заботкина, проинфляционные риски «остаются значительными», цель регулятора – снизить темпы годовой инфляции до 4% в следующем году.
Алексей Заботкин не исключил повышения ключевой ставки на ближайшем заседании, которое запланировано на 15 сентября. Ранее такие сигналы рынку давала и глава Банка России Эльвира Набиуллина. Она исключила снижение ставки, но допустила её сохранение и повышение.
Зачем Банк России повышает ставку
ЦБ из раза в раз борется с инфляцией с помощью повышения ключевой ставки. Логика регулятора простая: высокая ключевая ставка – высокие ставки по кредитам и депозитам. Население и бизнес начинают брать меньше кредитов – деньги не попадают в экономику. При этом имеющиеся денежные ресурсы население и бизнес предпочитают не тратить, а направляют на депозиты, поскольку ставки по ним становятся привлекательными. Деньги вновь не идут в экономику, а наоборот абсорбируются.
Когда в экономике становится меньше денег, они перестают обесцениваться, а общий уровень цен (что означает инфляцию) перестаёт расти. Логично? Более чем, но есть и другая логика.
40% кредитов, выданных бизнесу, имеют плавающую ставку. В результате повышения ключевой ставки с 8,5 до 12% многие компании столкнулись с резким удорожанием обслуживания этих займов. Что в такой ситуации делает условный производитель сапог, у которого выросли издержки? Повышает цену на сапоги. В общем смысле это означает повышение инфляции.
«Сейчас Банк России увеличивает инфляцию издержек. Просто бизнес будет тратить больше денег на обслуживание кредитов. Он будет стремиться поднять цены для того, чтобы обеспечить рентабельность продаж. Надо понять одну простую вещь: в рамках тех подходов, которые были до СВО, вы не сможете регулировать экономику. Вы не победите инфляцию в условиях высоких процентных расходов, а задирая ставку, вы только её увеличите. Нужно руководствоваться более интеллектуальным подходом», – заявил в разговоре с «Абзацем» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.
То есть вместо того, чтобы бороться с инфляцией, Банк России наоборот провоцирует инфляцию, загоняя экономику в ловушку.
Выше инфляция → выше ставка ЦБ → выше инфляция
Инфляция – не всегда плохо
К инфляции принято относиться как к абсолютному злу. Оно и понятно: никто не в восторге от роста цен на товары и услуги. Однако в общем смысле умеренная инфляция необходима экономике. Когда она есть, нацвалюта обесценивается – её курс становится ниже относительно других мировых валют. Импортные товары на рынке становятся дороже, люди предпочитают экономить и переходить на отечественные. Это открывает возможности для производителей.
Появляется спрос – предприятия наращивают производство. Для этого требуется создавать новые рабочие места, что приводит к снижению безработицы. Прибыль, которую получают предприятия, увеличивает налоговые поступления в бюджеты. На эти деньги в дальнейшем строятся дороги, больницы, детские сады, за счёт них выплачиваются пенсии и пособия.
«На самом деле, инфляция – это не страшно. Все её почему-то боятся. Но я бы не инфляции, а дефляции боялся. Все ожидают, что у нас цены должны падать, но когда цены снижаются, это дефляция, а дефляция – это признак ухудшения экономики», – рассказал «Абзацу» финансовый аналитик Вячеслав Зайченко.
Почему дефляция – это плохо
Доходы людей падают → люди начинают меньше тратить → производители вынуждены снижать цены → из-за снижения цен падают доходы производителей → производители начинают сокращать инвестиции в производство, а также увольнять сотрудников или резать им заработные платы → это влечёт падение доходов людей → люди начинают меньше тратить → это приводит к ещё большему снижению цен → что приводит к ещё большему снижению доходов предпринимателей, и далее по кругу.
Противоположность дефляции – инфляция, с которой так рьяно борется ЦБ, – не вредна сама по себе. Вредно, когда за ростом общего уровня цен не поспевают доходы населения.
В здоровой экономике инфляция и повышение зарплат – параллельные процессы. Это вопрос уже не к ЦБ, а к Правительству – Минфину и Минэкономразвития.