рубрики

Не Дели моё: почему в банках Индии «зависли» российские деньги
Фото: flickr.com / IMF Photo / Saumya Khandelwal

Россия не может получить $39 млрд за проданную в Индию нефть. Эти деньги легли мёртвым грузом в местных банках и тянут на дно рубль, который даже на повышение ключевой ставки до 12% реагирует «чихом». Значит ли это, что торговля в национальных валютах обречена на провал?

Рекорды партнёрства

Торговые отношения между Россией и Индией после начала СВО закружились в страстном танце. За пять месяцев 2023 года товарооборот вырос почти в четыре раза и достиг рекордных $27,1 млрд.

Россия нарастила экспорт своих товаров в Индию в 3,9 раза – до $26,5 млрд. Это позволило нашей стране впервые войти в тройку крупнейших торговых партнёров страны, пропустив вперёд только Китай и США.

Москва продаёт Нью-Дели руду, топливо, оборудование, автомобили, драгметаллы, камни, продукты химической промышленности и так далее. Импорт из Индии связан с продуктами питания (чай, рис, специи и т. д.), тканями и текстильной продукцией, ювелирными изделиями и драгоценными камнями.

Весной 2022 года Россия и Индия перешли на взаиморасчёт в национальных валютах. Российские компании стали выручать за проданные товары индийские рупии, а индийские – российские рубли. Однако в мае текущего года наша страна решила отказаться от взаимных расчётов в индийской нацвалюте.

Торговля идёт, а валюта – нет

Дело в том, что доля Индии в мировом экспорте товаров составляет порядка 2%. В связи с этим другие государства не заинтересованы держать рупии. Это делает индийские рупии не полностью конвертируемой валютой. То есть продать товары за рупии можно, но куда потом эти самые рупии девать – большой вопрос. К примеру, у Китая микроэлектронику за рупии не купишь – ему подавай либо юани, либо рубли, либо недружественные нам доллары, но никак не индийский «неликвид».

Не Дели моё: почему в банках Индии «зависли» российские деньги
Фото: Unsplash

Единственное, что можно купить за рупии, – индийские товары. Так и происходит. Но загвоздка заключается в том, что мы не так уж и много товаров импортируем из Индии. В первом квартале поставки из России в Индию составили $14,9 млрд, тогда как из Индии – $0,95 млрд. Ситуация привела к тому, что в банках Индии «зависли» $39 млрд, и это только за проданную нефть.

«Если вы наторговали, не приведи Господь, за какую-нибудь индийскую рупию, а в Индии экспорт сейчас очень велик, то здесь могут быть проблемы, поскольку это неконвертируемая валюта. В итоге валютная выручка просто зависает в офшорном контуре денежного обращения», – рассказал «Абзацу» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.

То есть на рынке сложилась довольно интересная ситуация, при которой торговля идёт, а валюта назад не возвращается. По мнению аналитиков, опрошенных «Абзацем», это стало дополнительной причиной ослабления рубля.

Проблема вывода рупий из Индии связана и с особенностями местного регулирования: индийский ЦБ запрещает оборот своей валюты за пределами страны.

Что дальше

Если пересчитать $39 млрд по текущему курсу, то получится примерно 3,6 трлн рублей. Для сравнения: годовой бюджет всей программы поддержки национальной экономики меньше – 3,5 трлн рублей. И нужно понимать, что это только доходы, полученные с продажи нефти, а сколько денег зависло с реализации зерна, руды, удобрений?

Не Дели моё: почему в банках Индии «зависли» российские деньги
Фото: ТАСС / Александр Щербак

Президент Конфедерации индийской промышленности (CII) Р Динеш рассказал журналистам, что торговлю Россия и Индия останавливать не намерены. В настоящее время правительства двух стран ищут варианты решения проблемы.

«Значительный объём торговли идёт в рупиях. Сейчас мы ищем механизм расчётов в рублях», – сказал Динеш.

То есть Индия может начать продавать свои товары другим странам за рубли (например, рис – Китаю) и затем использовать эти рубли для покупки у нас нефти и пшеницы. Стремления похвальны, но до удобства всё равно далеко – нужна единая валюта, например под эгидой БРИКС.

«Хорошо, что мы перешли на взаиморасчёты в нацвалютах. Но проблема: мы Индии продаём нефть за рупии – нам уже эти рупии девать некуда. Они у нас уже скопились в больших количествах. Такие же проблемы у всех стран. Если страны БРИКС создадут свою валюту, это будет гвоздём в крышку гроба доллара. Половина оборота в американской валюте тогда исчезнет», – сказал «Абзацу» профессор Российского экономического университета им. Плеханова Валерий Масленников.

С валютой БРИКС не всё так просто. Идею создания этого проекта блокирует Индия. Глава МИД Субраманьям Джайшанкар в июле заявил, что его страна выступает против, поскольку делает ставку на укрепление своей национальной валюты.

Что ж, никто и не ожидал, что будет просто строить новый мировой финансовый порядок. Впереди ещё много открытий, разочарований, переговоров и поводов для торга.

telegram
Рекомендуем