Крушение рубля: как планирует выживать отечественный бизнес
Новую деловую неделю рубль встретил очередной волной девальвации. Доллар на Московской бирже сегодня превысил 101 рубль, а евро – 111. Мы спросили у российских предпринимателей, как они выживают в условиях обесценивания российской национальной экономики и, что не менее важно, неопределённости будущего.
Куда путь держишь, деревянный?
«У рубля нет курса, есть только путь», – такие шутки появились в российском сегменте интернета после того, как наша национальная валюта пробила очередное дно. «Дно» сейчас оценивается в 101 рубль за доллар, но все прекрасно понимают, что снизу могут опять постучать.
Эксперты схлёстываются в дискуссиях, какой курс нам прописан к сентябрю/октябрю / концу года. Определённости по всем этим вопросам нет. Одни профучастники рынка уверены, что мы увидим 120 рублей за «американца», другие оптимистично полагают, что доллар откатится к 80 рублям.
В Минфине и Банке России не горят желанием объяснять населению, что, собственно говоря, происходит. Прогнозов на день грядущий там и вовсе боятся как огня. То ли не хотят посвящать нас в свои планы, то ли не уверены в силах. Вернуть рублю самоуважение, как мы понимаем, – та ещё задачка. К тому же министерство финансов интерес имеет к наполнению бюджета, а делать это проще при слабом рубле.
Вот и получается, что анализ и прогнозы аналитиков сводятся к фразе из золотых цитат российской мемологии: «Если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое».
Дешевле рубль – выше цены
Не до шуток российским предпринимателям. Им страшен не столько слабый рубль, сколько неопределённость. Бизнес – всегда история про планирование. По какой цене заключать будущие контракты? За сколько выставлять товары на полке? Инвестировать деньги в расширение или подождать?
«Нельзя рассматривать эту ситуацию как благоприятную для развития бизнеса. Серьёзно чувствуется нехватка комплектующих, несмотря на то, что какие-то цепочки перестроили. Критические вещи, связанные с IT-поддержкой сложного технологического оборудования и запчастями, – с этим есть проблемы. Эта ситуация подтолкнула меня смотреть за пределы страны и искать варианты создания международной компании», – рассказал «Абзацу» председатель совета директоров ОАО «Краснокамский завод металлических сеток» Дмитрий Пищальников.
Владелец сети кофеен Take and Wake Алексей Петропольский рассказал «Абзацу» о подорожании кофейного зерна на 30% за последние два месяца. Растёт в цене и оборудование – все кофемашины импортные, как и кассы.
«Мы сейчас посмотрим буквально ещё месяц-два: если курс не откатится обратно и не стабилизируется, мы вынуждены будем поднять цены. Причём гораздо выше, чем вырос курс. Потому что деньги в издержках стоят больше, чем изначально было затрачено. Если курс растёт на 10%, то мы вынуждены будем поднять цены минимум на 15%. Все коллеги по цеху/бизнесу будут делать абсолютно то же самое», – признался Петропольский.
Основатель сети быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров пока не столкнулся с особыми сложностями из-за обесценения российской валюты:
«Валютная составляющая у нас в бизнесе низкая, мы работаем в рублёвой зоне, поэтому для нас каких-то серьёзных изменений нет. Более серьёзное влияние это оказывает на импортёров, у которых в соответствии с курсом рубля растут закупочные цены».
Гончаров видит выход в повышении зарплат как в бюджетном, так и в коммерческом секторе.
«Рост зарплат не должен сильно отставать от роста курса, тогда никаких проблем не будет. Какая вам будет разница, если цены вырастут на 40%, а зарплата – на 50%? И бизнес, и государство должны на это пойти», – считает предприниматель.
«Лёгких времён не ждём»
Слова «бизнесмен» и «оптимист» в России – практически синонимы. Предприниматели, опрошенные «Абзацем», не опускают руки, но при этом ждут поддержки со стороны государства.
«Гром не грянет – мужик не перекрестится. Данная ситуация заставит нас всех искать ресурсы, включать творческий потенциал и двигаться вперёд. Но, к сожалению, каши из топора не сварить, поэтому нужна поддержка государства – нужны кредиты, деньги, обновления производства. Лёгких времён не ждём, просто работаем дальше», – сказал «Абзацу» Пищальников.
Но есть и бенефициары обесценения российской национальной валюты – отечественные экспортёры. Лучше других себя чувствует бизнес, который несёт издержки в рублях, но при этом зарабатывает в валюте. Это «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Норникель» и другие отечественные компании.