рубрики

Финансовая катастрофа «Почты России»: дадут ли компании обанкротиться
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

Прошедший 2022 год стал «катастрофическим» для «Почты России». Об этом заявил её новый генеральный директор Михаил Волков, выступая в Совете Федерации. Мы выясняли, что не так с компанией и есть ли у неё будущее.

Письмо с плохими новостями

«Почта России» буквально утопает в долгах. В прошлом году компания получила рекордный убыток более чем в 30 млрд рублей, большой накопленный долг превысил 133 млрд рублей.

«2022 год стал, не побоюсь этого слова, катастрофическим для «Почты», – сказал генеральный директор Михаил Волков, назначенный на должность в декабре 2022 года.

Бо́льшая часть займов, по его словам, не имеет источников возврата и погашения. Компании удалось избежать дефолта, договорившись со своими кредиторами о реструктуризации долгов, однако это проблему не решает. Ежегодно «Почта России» должна тратить на обслуживание кредитов порядка 16 млрд рублей, но такие деньги она не зарабатывает.

Чтобы найти нужную сумму, компания стремительно урезает «неэффективные расходы»:

  • число управляющего персонала сократили на 20%,
  • зарплаты центрального аппарата, который находится в Москве, секвестировали на 25%.

По словам Михаила Волкова, компания планирует нарастить выручку за счёт новых услуг – в первую очередь в сфере электронной коммерции, поскольку доходы от традиционных услуг стремительно снижаются.

Что не так с «Почтой России»

Финансовая катастрофа «Почты России»: дадут ли компании обанкротиться
Фото © Дмитрий Дубинский / Абзац

«Почта России» – не коммерческая компания, а госкорпорация, которая на 100% принадлежит Росимуществу. Это накладывает на неё определённую социальную ответственность. К примеру, она должна осуществлять логистику и содержать убыточные отделения в труднодоступных сёлах, чтобы местные жители могли получать пенсии и пособия.

«В этом случае нужно было обращаться в правительство с просьбой компенсировать эти расходы. Это было не сделано, либо было сделано, но уже поздно. В своё время Сбербанк столкнулся с подобной ситуацией. Порядка 20 тысяч отделений были убыточными, а закрывать не разрешали из-за социальной ответственности. Сберу удалось оптимизировать, либо покрыть с помощью доходов», – сказал «Абзацу» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Ещё одна боль «Почты России» – маркетплейсы. Люди всё реже отправляют посылки по стране, ведь теперь можно заказать в интернет-магазине всё что душе угодно – привезут хоть спички, хоть телефон, хоть телевизор.

«Даже если уменьшился объём посылок в результате перехода людей к маркетплейсам, менеджмент должен был оптимизировать расходы. Но это было сделано неэффективно. Вот такое качество управления в наших государственных корпорациях, в частности в «Почте России», – продолжил Сигал.

Генеральный директор «Почты России» Михаил Волков, взывая о помощи, также обращает внимание на регулирование, которое ставит государственного почтового оператора в неравные условия в сравнении с частными компаниями. К примеру, «Почте» запрещено открывать пункты выдачи по франчайзинговой модели, а к отделениям предъявляются более жёсткие требования с точки зрения антитеррористической защиты.

Коррупционные скандалы

Впрочем, дело не только в рыночных особенностях ведения почтово-государственного бизнеса. С корпорацией связано множество коррупционных скандалов. К примеру, в июле 2020 года задержали одного из её топ-менеджеров – замгендиректора по информационным технологиям и развитию цифровых сервисов Сергея Емельченкова. Его подозревают в превышении должностных полномочий, что, по версии следствия, привело к ущербу в размере 67 млн рублей. На своей должности Емельченков курировал проект цифровизации «Почты России» стоимостью 40 млрд рублей.

Финансовая катастрофа «Почты России»: дадут ли компании обанкротиться
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев

Было немало вопросов и к экс-генеральному директору «Почты России» Николаю Подгузову, который руководил корпорацией с июля 2017-го по июнь 2020 года. В 2019 году выяснилось, что он стал счастливым обладателем квартиры в элитном жилом комплексе Москвы Knightsbridge Private Park стоимостью 1 млрд рублей. Когда разгорелся скандал, Подгузов оправдывался тем, что бо́льшая часть суммы – не его собственные накопления, а ипотека.

Нельзя назвать кристальной и репутацию предшественника Подгузова – Дмитрия Страшнова, который был у руля «Почты» с апреля 2013-го по июнь 2017 года. Вопросы вызвало начисление ему бонус-вознаграждения в 95,4 млн рублей, в то время как по оценке Генпрокуратуры премия должна была составлять 3,2 млн рублей.

Спасать нельзя банкротить

«Почта России» – второй крупнейший работодатель в стране после РЖД. Численность её сотрудников по состоянию на 2021 год насчитывает 313 тыс. человек. Это обстоятельно, а также её социальная роль делают компанию системно значимой для страны. Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал уверен: «Почта России» всегда найдёт государственную поддержку.

«Конечно, государство будет «Почту России» спасать. Никакого дефолта не будет. Даже если будет формально проведена процедура банкротства и формально назовут, например, «Почта России+». Могут переформатировать, но с рынка она точно не уйдёт», – уточнил эксперт.

Переформатирование предполагает в том числе производство товаров под собственным брендом «Почтовая марка». Планируется, что в линейку войдёт порядка двухсот видов продукции: варенье, конфеты, макароны, консервы, лимонады, а также бытовая химия и товары для дома.

Помимо этого, в 75 городах страны «Почта России» оказывает продавцам маркетплейсов услугу по доставке товаров на склады торговых площадок. В прошлом году корпорация также завершила подключение сети почтоматов в населённых пунктах, где проживает более полумиллиона человек. Автоматизированная сеть пунктов выдачи состоит из 4894 собственных и более 2700 партнёрских аппаратов, что делает её крупнейшей в России.

Будут ли эти меры эффективными в закрывании бюджетных дыр – покажет время.

telegram
Рекомендуем