Индия – новый Китай? Почему родине Болливуда, чая и слонов пророчат мировое доминирование
Ведущие американские инвесторы делают ставку на Индию. Они полагают, что её экономика поднимется с текущего пятого места и в ближайшие годы начнёт конкурировать с Поднебесной. Сможет ли страна, которая ассоциируется в мире с танцами, Болливудом, чаем и слонами, повторить китайское чудо?
Будущее за Индией?
Известный американский инвестор, основатель компании Bridgewater Associates Рэй Далио заявил, что Индия готова к масштабному росту, сравнимому с экономическими преобразованиями Китая в 1980-х годах. По его словам, выбиться в лидеры Нью-Дели поможет обострение политических разногласий между США и Китаем.
«Проблемы как между Китаем и США, так и внутри них ставят премьер-министра Моди в уникальное положение, позволяющее влиять на состояние мирового порядка», – сказал инвестор-миллиардер.
С коллегой согласен инвестор, основатель компании Mobius Capital Partners Марк Мобиус, который в настоящее время живёт в Дубае и достаточно интенсивно вкладывает деньги в индийские компании.
«Для меня Индия – это реальное будущее. Темпы роста в этой стране составляют более 7% в год, что является одним из самых высоких показателей в мире», – заявил Марк Мобиус.
Индия выражает готовность организовывать производства западных компаний у себя на территории. Такая политика даёт свои плоды. Многие технологические компании с удовольствием пакуют чемоданы и переезжают в Индию. Среди них – поставщики Apple, Samsung, Microsoft, Google и Amazon. К примеру, по итогам 2022 года экспорт смартфонов Apple из Индии достиг $2,5 млрд. Это вдвое больше, чем в предыдущий год.
По Америке «слона» водили
Индия извлекает выгоду не только из обострения отношений между США и Китаем. Власти в Нью-Дели заняли очень выгодную для своей экономики позицию нейтралитета в вопросах санкций против России. Это позволяет получать от России с дисконтом энергоносители, а продукты их переработки – поставлять в Европу.
Довольно показательной оказалась поездка премьер-министра Индии Нарендры Моди в США в конце июня. Там он довольно деликатно уклонялся от ответа на вопрос, будет ли Индия присоединяться к санкциям.
«Индия не склоняется к этому по одной простой причине: где Индия тогда будет получать энергоносители и, соответственно, обеспечивать быстрый прирост своего ВВП? А они по этому показателю хотят обгонять Китай. Индии просто необходимо сейчас сохранять нейтралитет и получать относительно дешёвые энергоресурсы из России», – сказал «Абзацу» главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Островский.
Такая неуверенная позиция, кажется, ничуть не смущает США. Байден осыпал индийского гостя комплиментами, а конгресс во время выступления Моди то и дело срывался на овации. Вашингтон показал, что готов наступить на горло собственному достоинству – ему нужны союзники в противостоянии с Пекином и Москвой, а «индийский слон» для этого подходит как нельзя лучше.
«Бедные праздношатающиеся крестьяне»
Индия из года в год подтверждает статус самой бурно растущей экономики мира. В Азии она третья, в мире – пятая. Темпы роста по итогам прошлого года составили более 7%. Это при том, что многие страны крутятся около нуля и вот-вот сорвутся в рецессию. Конечно, у большого индийского слона не всё так гладко. Страна борется с устойчиво высоким уровнем инфляции и безработицы.
«У Индии есть существенный потенциал за счёт IT, но в целом, если взять основное население Индии, это достаточно бедные крестьяне. Большая часть – праздношатающиеся люди. Пока разрыв между Китаем и Индией очень большой. У Китая ВВП порядка $17 трлн долларов, у Индии – $3,2 трлн», – продолжает Андрей Островский.
Индия – главный выгодоприобретатель геополитических процессов, но это не значит, что она вот-вот на повороте обойдёт Китай. У Поднебесной на то, чтобы стать главным конкурентом США, ушло более 40 лет. Индия при желании может повторить этот успех, но это точно будет не завтра, а через десятилетия.
Всё же одно дело – снимать сериалы про Зиту и Гиту и заниматься сборкой чая и совсем другое – совершить технологический прорыв, оставив позади ведущих мировых гигантов с огромными лоббистскими мощностями.