Жизнь после СВО: как украинские олигархи сделали неправильный выбор и потеряли всё
В доме Коломойского недавно прошли обыски. Именно он инвестировал в проект «Зеленский» и возвысил комика до президента. Протеже в результате предал своего покровителя и перешёл под крыло новых хозяев. Теперь Коломойский – никто. Незавидна учесть и других представителей некогда влиятельного украинского олигархата.
То ли воля, то ли неволя Коломойского
Ранее «Абзац» рассказывал о том, как представители украинского олигархата дали развязаться конфликту на Украине. Они не могли допустить интеграции богатого на ресурсы Донбасса с большой Россией, поскольку тогда они бы утратили не только своё влияние, но и деньги. На Украине тот же Игорь Коломойский был «царьком», а в России его бы с лёгкостью раздавила её собственная элита.
При этом ставка на Украину не сработала: Коломойский потерял не только влияние и деньги, за которые так сражался, но и, возможно, свободу. Недавно сотрудники СБУ и Бюро экономической безопасности провели серии обысков в офисах крупнейших нефтяных компаний – «Укрнафта» и «Укртатнафта». Наведались также и в дом основного бенефициара – миллиардера Коломойского. Основанием стали уголовные дела – о махинациях с активами более чем на миллиард долларов и об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере.
«Очевидно, что у Коломойского есть некий компромат на Зеленского, но поскольку Зеленского сегодня крышуют более крупные аферисты и бандиты из высоких кабинетов ЦРУ и МИ-6, то эти люди способны Коломойскому сказать «цыц» и предупредить, что если он на Зеленского что-то вывалит, то ему и его семье не жить. Поэтому Коломойский сидит, помалкивает, а ему дают возможность жить не в тюрьме», – сказал «Абзацу» политолог Юрий Кот.
Игорь Коломойский утратил статус долларового миллиардера в украинском списке Forbes. Олигарх, состояние которого к началу СВО оценивалось в $1,9 млрд, обеднел, поскольку правительство Украины национализировало «Укрнафту» и «Укртатнафту». Последняя владеет крупнейшим на Украине НПЗ в Кременчуге. В 2021 году на долю «Укртатнафты» приходилось 40% рынка бензина и 14% рынка дизельного топлива в Незалежной.
Коломойский попал не только под украинский каток, но и под российский. Власти Крыма в пятницу, 3 февраля, сообщили, что национализировали его имущество. Речь идёт о компании «Транспорт логистик», которой владел сам Игорь Коломойский, и компании «Энвил», которая принадлежала его дочери Анжелике Коломойской.
Ощипанный Ахметов
Под крымскую национализацию также попали Новокраматорский машиностроительный завод, Центральный горно-обогатительный комбинат (включая имущество пансионата «Горняк»), Харьковский машиностроительный завод «Свет шахтёра», принадлежащие ранее другому украинскому олигарху – Ринату Ахметову.
Мотивация России понятна – именно Ахметов помешал Донбассу провести референдум о присоединении к России, а после финансировал ВСУ и нацбатальоны страны. С момента начала СВО он не пожалел на эти цели около 3 млрд гривен, всячески сигнализируя администрации президента: «Я свой, не трогайте». В отличие от Коломойского, Ахметову поверили. Ему удалось сохранить $4,2 млрд (на начало СВО было $13,7 млрд) своего состояния, которое, впрочем, продолжает таять.
Ещё весной 2022 года принадлежащая Ахметову металлургическая группа «Метинвест» потеряла более $9 млрд. Она лишилась «Азовстали» и комбината им. Ильича в освобождённом Россией Мариуполе. Под контроль России также перешли принадлежащие Ахметову ветроэлектростанции, часть солнечных электростанций, а также две ТЭС, а его аграрный холдинг HarvEast лишился 80% земель.
Принадлежащий Ахметову энергохолдинг ДТЭК, который остался на территории Украины, тоже несёт колоссальные потери – электростанции, трансформаторы, линии электропередач разрушены. Из-за перебоев с электроэнергией и низкого спроса на железную руду простаивают также его горно-обогатительные комбинаты в Кривом Роге.
«Сладкоежка» Порошенко
В отличие от Коломойского и Ахметова, экс-президент Украины Пётр Порошенко после начала СВО пострадал не сильно. Всё благодаря своей прозорливости: он успел переписать все основные активы, включая кондитерскую корпорацию Roshen, на сына Алексея ещё до того, как на него завели уголовное дело о госизмене и наложили арест на имущество.
Петру Порошенко удалось сохранить свои телеканалы – «Пятый» и «Прямой». Они продолжают приносить прибыль, в том числе и из западных источников, – нужно же спускать антироссийскую пропаганду на головы простых украинцев. Остались живы после начала СВО и агрофирмы Порошенко, поскольку они работают в областях, где нет боевых действий.
Кондитерская фабрика Roshen в настоящее время производит 320 видов продукции, включая шоколадные и желейные конфеты, карамель, ириски, шоколадные батончики, печенье и прочий зефир.
Производственные мощности компании расположены не только на Украине, но также в Литве и Венгрии. Продаётся продукция в 55 странах мира. Хитростью и диверсификацией бизнеса Порошенко удалось сохранить $700 млн своего состояния, что в шесть раз меньше, чем у Ахметова, однако можно сказать, что Порошенко в этой паре сейчас ощущает себя куда увереннее.
Деньги не знают снисходительности
Украинские олигархи не хотели интеграции с Россией, потому что тогда бы им пришлось играть по её правилам. Во многом «благодаря» этим людям жители Донбасса, которые мыслили и чувствовали себя русскими, умирали восемь лет, «благодаря» им же Мариуполь и другие территории потерпели катастрофические разрушения. Олигархи держались за свои богатства, которые всё равно теряют.
«Это жестокие и хитрые люди. От таких лучше держаться подальше. Я думаю, и Коломойский, и Ахметов выживут. Они опытные, тёртые калачи, прошли всё, что только можно. Просто в них на сегодняшний день нет необходимости у Запада», – сказал «Абзацу» экономист Александр Дудчак.
Эти люди выполнили свою функцию для Запада. После развала Советского Союза они сосредоточили в своих руках огромные промышленные мощности, значительная часть которых впоследствии была отдана на съедение ведущим транснациональным корпорациям.
«Пришло время наёмных менеджеров. Украина превратилась в территорию с набором ресурсов: природных, экономических, геополитических, людских. Олигархи местные уже никому не нужны. Они выполнили свою роль по укрупнению капитала в интересах транснациональных компаний», – заключил Дудчак.
Украинским олигархам не остаётся ничего другого, как надеяться на благосклонность тех, кому они сослужили добрую службу. Однако деньги не знают снисходительности.