Эксперты описали схему, которая сможет вытащить Россию из кризиса
По итогам 2022 года спад российского ВВП составил 3,5% по оценке Всемирного банка, и 2,7%, по оценкам российского Минфина. И то, и то неплохо, учитывая санкционное давление, которое обрушилось на нашу страну. Многие надеются, что дальше будет лучше. Однако эксперты, опрошенные «Абзацем», пока далеки от оптимистичных прогнозов.
«Хватит, довольно!»
В минувшем году Россия рапортовала об астрономических нефтегазовых доходах, которые питают наш бюджет. Чем больше санкций вводили США и ЕС, тем дороже стоила нефть и тем больше мы на этой самой нефти зарабатывали. В июне российские финансовые власти даже не знали, что делать с большим положительным сальдо торгового баланса (превышение доходов над расходами), что походило на сцену из сказки «Серебряное копытце», где антилопа продолжала бить копытом и засыпать монетами несчастного раджу под крики: «Хватит, довольно!».
«Хватит» для российского бюджета наступило 5 декабря 2022 года, когда европейцы, «стиснув зубы», отказались от покупок российской нейти, поставляемой морским путём. Недальновидность профильных чиновников привела к тому, что объёмы закупок сократились, а объёмы добычи остались прежними. Результатом стало снижение цены до $40 за баррель российской марки Urals, которая стала торговаться к эталонной марке Brent с беспрецедентным двукратным дисконтом (до 5 декабря разница не превышала 25%)
Ставка Минфина
Снижение нефтегазовых доходов стало неприятным сюрпризом для российских финансовых властей, которые сверстали бюджет на 2023 год с прогнозным дефицитом бюджета (превышение расходов над доходами) в 3% ВВП. Эксперты, опрошенные «Абзацем», не исключают бюджетного дефицита в 5% ВВП по итогам года.
«В следующем году дефицит будет значительно больше, чем они ожидают. Военные расходы и перевооружения будут существенно больше, а доходы от продажи нефтегаза, НДС и акцизы будут существенно ниже», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Виталий Калугин.
В Министерстве финансов придумали довольно спорную схему латания дыр бюджете. Банк России через бюджетное правило будет продавать валюту за рубли, и эти рубли пойдут на выполнение бюджетных обязательств. В этой схеме есть один большой недостаток: укрепление рубля не выгодно российскому бюджету.
«У нас сложилась ситуация, при которой Минфин будет продавать валюту, – соответственно, рубль будет укрепляться. Минфин шизофреничен. Они борются с бюджетным дефицитом и создают ещё бо́льший бюджетный дефицит. В этом смысле те, кто ратует за рубль по 70-75, правы. Я тоже считаю, что рубль за 70-75 был бы сейчас оптимальным. А то, что сейчас происходит, тошнотворно предательски», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.
По его словам, механизм бюджетного правила долго не выдержит: чем больше Минфин руками Банка России будет укреплять рубль – тем больше валюты им придётся продавать.
Как правильно?
Голубовкий в разговоре с «Абзацем» обрисовал единственно верную по его мнению схему вытягивания страны из финансовой западни:
«Бюджетный дефицит сейчас нужно покрывать просто «печатным станком». Да, будет инфляция, но она при любом раскладе будет. Во время Второй мировой войны инфляция была высокой. Банк Советского Союза печатал деньги. Потом была денежная реформа, когда лишняя денежная масса была изъята. И уже в 1944 году Сталин вывел бюджет в бездефицитный».
Включить «печатный станок» – выражение фигуральное. На самом деле схема по насыщению экономики деньгами выглядит так:
ЦБ одалживает банкам деньги (увеличен лимит РЕПО) → банки одалживают деньги Минфину (выкупают ОФЗ) → Минфин финансирует дефицит федерального бюджета.
«С помощью этой схемы происходит финансирование бюджета. Делается это под контролем Центрального банка. Государственный долг у нас крайне низкий, поэтому его можно без каких-либо заметных последствий наращивать, и делать это годами», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Владимир Левченко.
То, что происходит сейчас в рамках бюджетного правила, по мнению Дмитрия Голубовского, – бездумное сжигание валюты, которое выглядит не иначе как западня.
«Валюту нужно расходовать с умом, а не просто сливать на бирже. Если делать всё по уму, то надо за расходованием валюты установить контроль и тратить её на то, что нужно государству, а бюджетный дефицит покрывать сугубо за счёт внутреннего долгового рынка», – подчеркнул эксперт.
В настоящее время контроля за валютой в России практически нет. В 2022 году капиталы активно бежали из России. Граждане страны, несмотря на санкции, вывели на зарубежные счета $243 млрд, что стало абсолютным рекордом.
Вот и выходит, что Минфин играет с сам с собой в догонялки: люди тащат из страны всё нажитое законно и не очень, а дыра в российском бюджете растёт. Если это продолжится, то 2022 год, который мы, выдохнув, проводили в ночь с 31 декабря на 1 января, покажется нам цветочками.