Минфин сделал себе ловушку: почему от бюджетного правила больше вреда, чем пользы
Бюджет России в январе недополучит 54,5 млрд рублей нефтегазовых доходов. Такой прогноз представили в Минфине. Недобор будет и в дальнейшем. В качестве лекарства на наш рынок возвращается бюджетное правило: ЦБ будет покупать валюту при дорогой нефти и продавать – при дешёвой. Мы выясняли, почему эта схема может дать обратный эффект.
Дыра в бюджете
По оценке финского исследовательского центра CREA, Россия ежедневно недополучает $172 млн из-за потолка цен на нефть. По их же данным, потери прибыли возрастут до $280 млн в день с 5 февраля – на эту дату намечено ограничение поставок на нефтепродукты. Сейчас эмбарго действует в отношении сырой нефти.
Цифры потерь, приведённые российским Минфином, почти в семь раз меньше, чем те, что называют финны. В пресс-релизе, опубликованном ведомством, говорится о 54,5 млрд рублей выпадающих нефтегазовых доходов, что эквивалентно примерно $789,6 млн в месяц или $25,5 млн в день.
По прогнозам аналитиков, в результате денежного голода дефицит бюджета в 2023 году рискует раздуться с 3 до 5 трлн рублей. Это может заставить правительство страны резать расходы и сокращать свои социальные обязательства, что подразумевает в том числе выплату пособий и индексацию зарплат бюджетникам.
Что такое бюджетное правило
В правительстве страны понимают: нужно принимать экстренные меры. Из уже преданных огласке – возвращение на рынок так называемого бюджетного правила.
«Операции по покупке/продаже валюты будут проводиться Банком России на внутреннем рынке в валютной секции Московской биржи в инструменте «китайский юань – рубль», – сообщил Минфин.
Позднее в ЦБ заявили, что затягивать с внедрением механизма бюджетного правила не собираются. Он запускается c пятницы, 13 января 2023 года.
Бюджетное правило – это стратегия, которая искусственно ограничивает доходы бюджета. В её основе лежит базовый уровень нефтегазовых доходов за месяц, рассчитанный Минфином. Если фактические доходы превышают этот уровень, то на излишек Банк России покупает юани и направляет их в кубышку. Если наоборот – валюту из Фонда национального благосостояния (ФНБ) продают, чтобы получить рубли.
В январе этого года объём недополученных бюджетом нефтегазовых доходов составит 54,5 млрд рублей – ровно на эту сумму Банк России и продаст валюту из ФНБ. То есть ежедневно ЦБ будет реализовывать валюту примерно на 4 млрд рублей.
Суть бюджетного правила заключается в том, чтобы снизить влияние цен на сырьё на экономику страны. Когда Россия хорошо зарабатывает на нефтегазе, она получает возможность откладывать излишки в резервы. Когда происходит денежный голод (как сейчас), средства из резервов, номинированные в иностранной валюте, достают, конвертируют в рубли и могут тратить в том числе на выполнение социальных обязательств.
Почему схема вызывает вопросы
Эксперты, опрошенные «Абзацем», указывают на парадоксальность бюджетного правила. Внедрение механизма, цель которого – компенсировать недополученные доходы, с высокой долей вероятности приведёт к обратному эффекту. То есть бюджетная дыра, наоборот, может вырасти.
После выхода новостей о возвращении бюджетного правила рубль пошёл укрепляться, что логично, ведь Банк России запланировал продажу валюты. С 69 рублей 91 копейки на открытии Мосбиржи к завершению сессии 11 января доллар опустился до 68 рублей 26 копеек. В четверг, 12 января, ралли продолжилось. Соответственно, поступления от продажи продуктов нефтегаза в рублёвом выражении сокращаются, и этот эффект будет только нарастать.
Работает это так:
Допустим, Россия продаёт за рубеж баррель (бочку нефти) за $50. При цене доллара в 70 рублей в бюджете окажется 3 500 рублей (50*70). Если же доллар снизится до 60 рублей, то бюджет получит от продажи бочки нефти по той же долларовой цене 3 000 рублей (50*60), то есть на 500 рублей меньше.
Возможно, Банк России (с его страхами по поводу инфляции) такой сценарий вполне устраивает, а вот Минфин, похоже, сам себя загоняет в ловушку. С одной стороны, ему нужно продавать валюту в том числе для выполнения социальных обязательств, с другой – чем больше валюты продаёшь, тем крепче становится рубль, тем больше денег недобирает бюджет от продажи нефтегаза.
Выходом из западни могут стать механизмы, которые будут работать в качестве противовеса и предотвращать укрепления рубля, но о них нам пока не сообщили. Быть может, о них и не задумывались?
Да и не такое это простое занятие – рубль ослаблять. Перед глазами пример июня 2022 года, когда российская нацвалюта окрепла до 50,01 рубля за доллар, несмотря на усилия Минфина и Банка России.