Для чего России нужно продление зерновой сделки
Участники зерновой сделки договорились о её продлении на 120 дней. Действие соглашения истекало 19 ноября. Мы выясняли, какая у России выгода от сделки и выполняет ли Запад свои обещания.
Ударили по рукам
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что зерновая сделка продлевается на 120 дней. Турецкий лидер выразил благодарность генсеку ООН, руководству России и Украины за готовность пролонгировать соглашение.
«Очевидно, насколько важно и выгодно это соглашение для безопасности мировых поставок продовольствия», – сказал Эрдоган и добавил, что поздравляет всех, «кто внёс свой вклад в этот процесс».
Замглавы российского МИД Александр Панкин ранее сообщил, что Москва давала сигналы, что не собирается «рубить» зерновую сделку. По его словам, наша страна готова продлевать соглашение при выполнении обеих частей пакетной договорённости.
Запад помогает России обходить свои же санкции?
Ранее МИД РФ называл условием участия России в сделке отмену санкции против Россельхозбанка (РСХБ), из-за которых его отключили от SWIFT. Это привело к невозможности принимать и обрабатывать платежи за зерно.
Британская газета Financial Times (FT), ссылаясь на источники, пишет, что США и Евросоюз не горят желанием возвращать РСХБ доступ к международной системе финансовых платежей. Вместо этого предлагается помощь с установлением корреспондентских отношений с американскими банками. Если информация верна, то Запад, который ввёл санкции против России, сам же готов помочь ей их обходить через создание серых схем.
По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, пока ООН не выполнила не только это обещание, но и все другие, данные в рамках зерновой сделки. России по-прежнему сложно экспортировать зерно из-за барьеров со стороны Запада.
«Мы не можем получать платежи (из-за отключения SWIFT они не проходят), нам не оформляют страховки на отгрузки, также существуют проблемы с доступом к фрахту. Мы поставляем зерно на зарубежные рынки, но эти факторы мешают и обеспечивают ущерб для российских поставщиков. Сегодня дисконт по нашим поставкам колеблется в диапазоне $25-30 по отношению, скажем, к французским отгрузкам. Это порядка 10%», – сказал «Абзацу» Злочевский.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на пресс-конференции в Женеве заявил, что организация полностью привержена устранению остающихся препятствий для экспорта продовольствия и удобрений из России:
«ООН призывает всех участников ускорить устранение любых остающихся препятствий для экспорта и транспортировки удобрений в страны, наиболее нуждающиеся в них».
«Барыги» под флагом ЕС
В МИД России со ссылкой на данные ООН по состоянию на 26 октября сообщили, что гуманитарным коридором в рамках зерновой сделки смогли воспользоваться 390 судов. Они вывезли около 8,9 млн тонн продовольствия из портов Одессы, Южного и Черноморска.
Половина всех поставок пришлась на Евросоюз, а также на такие «голодающие» страны, как Великобритания, Южная Корея и Израиль. А вот действительно нуждающиеся Сомали, Судан, Афганистан, Эфиопия, Йемен получили всего 3% зерна.
«Европа – это транзитная зона. Европейцы на этом деньги зарабатывают. Сначала зерно поступает в Европу, а затем уходит другим потребителям, потому что Европа является конкурентом Украины, в том числе по зерну. Она не потребитель, она продавец», – пояснил Злочевский.
Коллективный Запад продолжает играть на чувствах гуманизма: мол, украинское зерно нужно для того, чтобы накормить голодающих. На самом деле это история про большие деньги, которые зарабатывают европейские спекулянты.
Хранилища пухнут от зерна
По словам Аркадия Злочевского, в ноябре Россия планирует продать за рубеж порядка 6 млн тонн зерна – эта цифра приближена к плановым показателям 2022 года:
«Мы начали догонять плановые показатели по отгрузкам в октябре и ноябре, но мы уже упустили время. Мы не сумеем вывезти весь свой потенциал. Исходя из динамики произведённых отгрузок до настоящего момента, нам надо вывозить по весне по 7-8 млн тонн. А это невозможно, у нас инфраструктуры нет».
Эксперт рассказал, что сейчас российское зерно скапливается в хранилищах. Это давит на его стоимость и «сказывается крайне болезненно на отечественных сельхозпроизводителях». Он надеется, что второй этап зерновой сделки всё же будет соответствовать не только политическим, но и экономическим интересам России.
Условие продажи российских удобрений
Ещё одним условием России для участия в зерновой сделке было использование нашей страной трубопровода, который пролегает через контролируемую Украиной Одессу, для перекачки аммиака. FT ранее писала, что возобновление работы трубопровода может принести Москве дополнительные $2,4 млрд экспортных доходов. Газета отмечает, что до начала спецоперации Москва транспортировала через территорию Украины 2,3 млн тонн аммиака.
Против возобновления работы трубопровода выступают украинские власти. Они пытаются не позволить России зарабатывать на продаже удобрений. Сам Киев получает около $100 млн в год в виде транзитных доходов от этого трубопровода.
Президент «страны 404» Владимир Зеленский, выступая на форуме новой экономики Bloomberg 2022, допустил соглашение о транзите российского аммиака, однако условием для этого назвал обмен пленными в формате «всех на всех».
«Мы можем на это пойти, только если будет решён гуманитарный аспект обмена всех на всех. Моё предложение было таким», – заявил он.
Желание Зеленского понятно: в России содержится на порядок больше украинских военнопленных, чем на Украине – российских. По данным министра обороны России Сергея Шойгу, на начало июня было 6489 человек. Логично предположить, что сейчас их более десяти тысяч.
Вместо послесловия
До сегодняшнего дня Россия не получала экономического профита от участия в зерновой сделке. По-прежнему существует большое количество заградительных барьеров, которые мешают нашей стране экспортировать зерно, от которого пухнут хранилища. Условия, касающееся продолжения работы аммиачного трубопровода, тоже вызывают вопросы из-за «пяти копеек», которые то и дело норовит вставить Зеленский.
Согласившись на пролонгацию зерновой сделки, Россия дала второй шанс западным «партнёрам», чётко обозначив свои условия. Не будет их выполнения – не будет соглашения. Время пошло. Лучше бы ООН поторопиться и побыстрее подыскать решения для условий, которые были выдвинуты российской стороной.