Весна-любовница и дочь-внучка: что известно о родословной Деда Мороза
Дед Мороз и Снегурочка – главные новогодние символы России. Друг другу они приходятся дедушкой и внучкой. А где же бабушка или родители девочки? «Абзац» разбирался в родственных связях зимнего волшебника.
Кто такая Снегурочка на самом деле
Сегодня все знают, что Снегурочка – внучка и постоянная спутница Деда Мороза. Однако изначально она была его дочкой с трагической судьбой. Впервые в наиболее близком к сегодняшнему образу ее персонаж появился в 1873 году.
«В XIX веке [Александр] Островский написал пьесу «Снегурочка». Представил там Берендеево царство, сочинил, что у Весны-Красны и Деда Мороза была некая связь и от этой связи родилась Снегурочка, которая впоследствии умирает от чувств», – рассказала в беседе с «Абзацем» филолог и исследователь фольклора Ульяна Нижинская.
По ее словам, в образе юной родственницы зимнего волшебника нет следов мифологического происхождения. Она, по сути, является плодом художественной литературы: на рубеже XVII–XIX веков в России царила «мифотворческая атмосфера». Единственное ее появление в фольклоре – это упоминание в сказке Владимира Даля о Снежевиночке, сообщила Нижинская:
«Если мы говорим о фольклоре, Снегурочка упоминается в сказках всего раз – в сказке Даля «Снежевиночка», где она является чудеснорожденным ребенком, как Колобок или деревянный мальчик. То есть у старика и старухи не было детей, они слепили из снега Снежевиночку, а потом она растаяла».
Как родился образ внучки Деда Мороза
Изначально Снегурочка не имела никакого отношения к Деду Морозу. С ним она впервые «породнилась» у Островского, а нынешний вид приобрела в советские времена.
Примечательно, что изначально – в конце 1920-х в СССР – новогодняя елка оказалась под ударом вместе с Рождеством. Первую отменили за буржуазность, второе – за религиозность.
Все изменилось в середине 1930-х с выходом в газете «Правда» статьи Павла Постышева, соратника Иосифа Сталина. В ней он осуждал отказ от елки на Новый год и призывал вернуть детям праздник.
«Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся советской страны? Какие-то – не иначе как левые – загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею», – сокрушался публицист.
В итоге в декабре 1936 года в Доме союзов на Большой Дмитровке состоялась официальная елка. Тогда-то Дед Мороз впервые и появился в сопровождении Снегурочки в качестве внучки.
Как отметила в беседе «Абзацем» фольклорист и театровед Анна Некрылова, внучка зимнего волшебника – фактически выдумка людей, которые делали первую елку. Педагоги тех лет пришли к пониманию, что дети – это «не маленькие взрослые, а совершенно особая категория людей», которая нуждается в собственных произведениях:
«Стали понимать, что нужна детская литература, детские театральные представления, кино. С педагогической точки зрения <…> ребенок должен праздновать, а Снегурочку ввели, потому что наличие такого ребенка очень важно для детей».
Причина, по которой девочка внезапно из дочки перевоплотилась во внучку, довольно банальна. Дело в возрасте Деда Мороза: советские педагоги посчитали, что наличие маленького ребенка у пожилого человека будет выглядеть странным, пояснила Ульяна Нижинская.
Есть ли у Деда Мороза жена
В славянском фольклоре женским воплощением холодного времени года часто выступала сама Зима, она же Матушка-Зима. Однако в официальную «новогоднюю семью» этот персонаж так и не вошел. Единственный объект романтической любви Деда Мороза появляется у Островского.
Весна-Красна, о которой говорилось ранее, – мифологическое олицетворение тепла, обновления жизни и материнской любви, чья случайная связь с суровым Дедом Морозом привела к появлению той самой «ледяной девочки». Впрочем, к славянам она не имеет отношения.
«Весна-Красна даже не жена, а любовница Мороза. [Слово] «дед» уже потом прибавилось. Так вот, Мороз и Весна-Красна поблудили, у них возникла Снегурочка. <…> Весна-Красна – это художественный образ, который полностью придумал Островский, якобы основываясь на фольклоре», – рассказала Нижинская.
Как возник сам зимний волшебник
Так имеются ли у Деда Мороза родственники? В нынешнем представлении, где у волшебника есть внучка при отсутствии промежуточных звеньев в виде бабушки и родителей девочки, не стоит искать логику.
С точки зрения фольклора ни жены, ни детей, ни внуков у него нет. Все дело в том, как возник его образ.
Он отголосок языческой традиции в православной России. Христиане XIX века воспринимали Мороза как стихию, которая сопровождает холод, зиму, а также «видели в нем умершего предка, что приходит в сочельник в дома живых».
«На стол готовили угощения для этого мертвого предка. Что подавали? Кутью, блины, кисель. То есть то, что мы сегодня едим на поминках. Таким был рождественский стол у крестьян, потому что Рождество – это, по сути, время поминовения усопших», – уточнила Нижинская.
У Деда Мороза есть еще один знаменитый вдохновитель – Санта-Клаус. Он не был копией западного персонажа, но позаимствовал некоторые его черты, в частности «дарителя»: презенты вручали не ему, а он.
Появление Санта-Клауса в царской России связано с влиянием немецкой, голландской и шведской общин, отметила Анна Некрылова:
«В деревнях и малых городах ни о каком Санта-Клаусе не слышали и не подозревали. <…> Он был в том же в Санкт-Петербурге, где сильной частью населения были немцы. И конечно, немецкие и европейские праздники там проводились. Были и школы с немецким уклоном, где проводились мероприятия с Санта-Клаусом».
Итак, в основе нынешнего образа доброго волшебника – три местами противоречивых персонажа: языческий дух Мороза, герой пьесы Островского и западный Санта-Клаус. А фактически его придумали в Советском Союзе.
С тех пор он не менялся, зато чередовались его компаньоны. Интересный факт: в 1961 году, когда Юрий Гагарин полетел в космос, Деда Мороза сопровождала не Снегурочка, а космонавт.