Повелители мук: как банде школьников удавалось терроризировать село в Иркутской области
В иркутском селе восьмиклассница собрала банду для издевательств над сверстниками. Однако правоохранители подавили преступность в зародыше. О взлете и падении несостоявшейся «криминальной королевы» – в материале «Абзаца».
Били проводами, жгли утюгами
13 ноября по СМИ и соцсетям разлеталась жуткая история: в селе Большой Луг Иркутской области группа школьников систематически избивает сверстников, причем с особой жестокостью. Цель – заставить своих жертв молчать.
Так, одной 13-летней девочке они прижгли ноги утюгом, а затем отхлестали шнуром по лицу. Та долго молчала, но в итоге все же призналась родителям.
Последнее, по всей видимости, переполнило чащу терпения местных жителей. По данному факту региональный Следком возбудил уголовное дело об истязании (часть 2 статьи 117 УК РФ). Контролировать расследование взялся лично глава ведомства Александр Бастрыкин.
Свои издевательства юные бандиты снимали на видео. На одном из них школьника удерживают и не дают пошевелиться, пока его бьет по лицу некая девочка, которую подначивают: «Сильнее, Каролина!»
На других кадрах пара школьников из той же компании сидит на спинах товарищей, поваленных на снег.
Личности юных разбойников установили быстро. Все они – учащиеся 6–9-х классов большелугской школы № 8, а их предводительница – «уверенная и громкая» девочка-восьмиклассница.
С ними сейчас работает инспекция по делам несовершеннолетних. Двое подозреваемых 14 и 17 лет задержаны следователями.
«Им просто кто-то не понравился»
Местная жительница рассказала «Абзацу», что мини-ОПГ устроила в селе настоящий ад. По ее словам, с начала учебного года это уже не первый подобный случай.
До этого подростки похитили и избили мальчика и девочку. На счету банды – нанесение ожогов, заманивание в лес и избиения, угрозы и преследования.
«Вчера сестра моего мужа рассказала нам, что ей тоже угрожали, запугивали. Они приходили в 12 ночи, просили выйти поговорить. Показала переписку и голосовые. Мы пошли все в полицию с заявлением… Эти дети во главе с Каролиной аргументируют все тем, что им просто кто-то не понравился, не так сказал, не так посмотрел», – заявила женщина.
По рассказам местных, той самой девочке, которую прижгли утюгом, нравился мальчик из компании Каролины. Последняя об этом узнала и решила наказать сверстницу.
Прежде компания наказывала 15-летнего парня, который якобы сломал чей-то мотошлем. Причем в прошлом он дружил с обидчиками.
С подростка требовали 10 тыс. рублей за ущерб. Тот не смог заплатить, и тогда его подкараулили у дома, посадили в багажник, отвезли в лес, избили и бросили там. Самому старшему из обидчиков было 17 лет, он находился за рулем машины.
Позже до матери мальчика дошли слухи, что сына снова собираются избить, тогда она обратилась в полицию. Тут очнулись родители юных разбойников и стали просить забрать заявление, но женщина им отказала.
Местные предпочитали терпеть
Последний пример – скорее исключение: сельские жители предпочитали терпеть или справляться с проблемой иначе. Так, Шелеховское управление образования, как пишут СМИ, уговаривало родителей пострадавших детей не писать заявления.
Те в итоге просто переводили своих чад в другие школы. Так, 67-летняя Галина (имя изменено) в свое время отправила внучку в параллельный класс.
Хулиганы из компании Каролины называли девочку подкидышем из-за того, что у той умерла мать, били книгой по голове, выкидывали сумку. А у ее сверстницы родители нашли в телефоне аудиосообщения с угрозами о том, что ту «выцепит левый человек» и «разобьет ей лицо».
«Присутствует детская безнаказанность»
Чаще всего подростковая жестокость обусловлена двумя факторами, говорит детский психолог Надежда Резенова. Первый – это последствие «собственных травм и неудовлетворенных потребностей», когда чувство ненужности компенсируется «перевернутым способом» – агрессией.
«Важность и значимость они компенсируют за счет того, что у них хотя бы что-то получается. А ведь успехами в чем-то негативном быстрее можно повысить свою самооценку, чем что-то созидая. Отсюда возникает такое подкрепление агрессивности», – объяснила собеседница «Абзаца».
Второй фактор кроется в безнаказанности. Такая жестокость – результат того, что ни взрослые, ни учителя не указали детям на недопустимость их поведения, тогда как родители потерпевших школьников тоже молчали, отмечает специалист:
«Какие у нас истоки? Жестокие дети не сталкиваются с последствиями, которые бы им показывали, что делать можно, а что нельзя. На мой взгляд, тут 100% присутствует детская безнаказанность».
В то же время Резенова призывает не возлагать весь груз ответственности на родителей и педагогов, у которых хватает своих проблем, обусловленных низким уровнем жизни в селе. По ее мнению, тут сошлось множество переменных, одна из которых – переходный возраст у детей.
Кто-то отправится в тюрьму
Адвокат Константин Кудряшов в разговоре с «Абзацем» напомнил, что возраст уголовной ответственность в России наступает в 16 лет. Это касается и статьи «Истязание», однако она также предусматривает, что:
«Привлекаемые к ответственности по части 2 статьи 117 УК РФ несовершеннолетние не подлежат освобождению от наказания путем помещения в специальные учреждения закрытого типа».
Что касается сроков, то низший предел наказания для подростков сокращается наполовину, говорит юрист. Так, взрослому за участие в групповом истязании грозит лишение свободы на срок от трех до семи лет, а несовершеннолетнему – от одного года и шести месяцев до семи лет.
Закон предусматривает и наказание для родителей таких детей по статье 5.35 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. Однако на практике она почти не применяется, отметил Кудряшов.
Власти признали недоработки
Детский омбудсмен Иркутской области Татьяна Афанасьева считает, что учителя не могли не заметить случаи насилия. В связи с этим она настаивает на «серьезном изучении» сложившейся в школе обстановки.
В свою очередь губернатор Игорь Кобзев признал, что работа по предотвращению насилия среди подростков региона проведена не в полном объеме. Глава Шелеховского района Максим Модин тем временем поручил провести в школе № 8 проверку на предмет качества психолого-педагогической работы.