Абзац
Абзац
Фото из материалов уголовного дела

Ночной кошмар

5 марта 1994 года в Екатеринбурге 17-летняя школьница Юля Саврасова ночевала у своей подруги – 15-летней Вали Котенковой. Внезапно посреди ночи девочка проснулась от странных звуков. Перед глазами стояла ужасная картина: лежащая на полу окровавленная Валя, которую душит незнакомец с ножом.

От страха Юля не могла пошевелиться, но неизвестный заметил проснувшуюся школьницу. Угрожая, маньяк изнасиловал ее и ударил ножом в спину. Затем он выведал у девочки ее данные и домашний адрес.

«Пойдешь в милицию – тебе вместе с семьей не жить», – пригрозил он Юле.

Дождавшись, когда маньяк уйдет, раненая Юля выбежала из квартиры. Вскоре о преступлении узнали в милиции, но правоохранители не сразу поняли, что искать маньяка нужно среди коллег.

Юля обработала и перебинтовала рану. Вернувшись домой, школьница ничего не рассказала родителям, боясь, что маньяк осуществит свою угрозу. Однако спустя несколько часов состояние резко ухудшилось, ее срочно доставили в больницу с большой кровопотерей.

Фото © Freepik

Врачи зафиксировали у Юли глубокое ножевое ранение с повреждением легкого и сообщили об этом в милицию. Девочка наотрез отказывалась разговаривать с правоохранителями в своей палате. Милиционеры решили пообщаться с родителями Юли, которые рассказали, что она вернулась от подруги.

Оперативники отправились в дом № 16 в Трамвайном переулке, где в квартире № 5 обнаружили трупы 15-летней Вали Котенковой и ее 37-летней матери Натальи.

Следователи предположили, что над Валей надругались, но ни у школьницы, ни у ее матери не было найдено следов сексуального насилия. Кроме того, не подтвердилась версия о разбойном нападении, поскольку деньги и ценные вещи не пропали. При этом на полу лежала схема квартиры Котенковых, нарисованная кровью.

Милиционеры вновь приехали в больницу к Юле. После долгих уговоров девочка рассказала обо всем, что произошло. В тот роковой вечер Юля засиделась в гостях у подруги. Девочки устроили домашнюю фотосессию, а затем решили вместе переночевать, так как Юля боялась поздно возвращаться домой одна.

Незваный гость

По словам Юли, она уже засыпала дома у подруги, когда в дверь неожиданно постучали. Наталья Котенкова подошла и спросила: «Кто там?» Мужской голос сказал: «Откройте, из милиции – участковый». Мать Вали открыла дверь и впустила незнакомца.

После этого Юля провалилась в сон, а проснувшись посреди ночи, увидела кошмар наяву. Школьница запомнила внешность маньяка и помогла составить его фоторобот. Милиционеры сильно удивились, обнаружив, что фоторобот похож на их коллегу – старшего следователя прокуратуры Железнодорожного района Екатеринбурга Сергея Виноградова.

Мужчина пришел на службу в органы после службы в Афганистане и показал себя ответственным сотрудником. Кроме того, он был женат и воспитывал дочь. Сходство Виноградова с фотороботом милиционеры списали на совпадение.

При этом сам маньяк пришел в ярость из-за разговоров за его спиной. Он отправился к начальству и настоял на проведении следственного эксперимента. В результате Юле показали несколько фотографий якобы подозреваемых, среди которых был снимок старшего следователя. Однако девочка не нашла среди них преступника, дело забуксовало.

Фото © Яровицын Роман / ТАСС

Знакомое имя

Спустя два года Екатеринбург был в ужасе из-за нового жестокого преступления. В ночь на 1 марта неизвестный напал на 10-летнюю Машу Щеброву в квартире дома, расположенного в Железнодорожном районе. Тело девочки обнаружила ее мать Татьяна Зеленина, вернувшаяся домой от подруги около четырех часов утра.

На шее школьницы были следы удушения, но скончалась девочка из-за девяти ножевых ранений в спину, грудь, шею и голову. Зеленина рассказала следователям, что в тот вечер ждала своего любовника, но он так и не пришел, поэтому женщина решила отправиться в гости к подруге.

При этом Маше она сказала впустить мужчину, если он все же придет. Услышав имя любовника, следователи вновь удивились, так как им оказался их коллега Сергей Виноградов. Зеленина также рассказала, что в начале 1996 года дала тому взятку размером 2 миллиона рублей и печатную машинку.

За это вознаграждение старший следователь остановил ход дела против сына Татьяны, которого обвиняли в участии в групповом изнасиловании. Коллеги Виноградова, у которого только что родился сын, до последнего надеялись, что он ни в чем не виновен.

Позже друг Татьяны Зелениной добровольно пришел и дал показания начальнику службы криминальной милиции Железнодорожного района Валентину Шамарину. Мужчина рассказал, что поздно вечером 29 февраля он пришел домой к Зелениной и долго звонил в дверь. Однако открыл ее Виноградов. Он сказал, что хозяйки нет дома, и быстро захлопнул дверь.

Шамарин поспешил в прокуратуру и рассказал все услышанное в кабинете прокурора района. Теперь причастность Виноградова к преступлениям стала очевидна всем.

Фото © Пахомова Людмила / ТАСС

Под предлогом выезда по одному из уголовных дел Виноградова пригласили в райотдел милиции. Следователь не заметил ничего подозрительного и быстро приехал туда, где его ждал «сюрприз».

У Виноградова тут же спросили, где он был прошлой ночью и заходил ли к Зелениной. Маньяк все понял и рванул к окну, выбив головой стекло. Он спрыгнул на землю со второго этажа и бросился бежать. За ним погнался Шамарин, но далеко маньяк не убежал.

При неудачной попытке побега Виноградов получил черепно-мозговую травму. Следующие несколько недель маньяк провел в отделении нейрохирургии, после чего его отправили в СИЗО.

Виноградов умолял застрелить его якобы при попытке побега, а затем попытался покончить с собой. Попытка самоубийства не увенчалась успехом, поэтому маньяк решил прикинуться душевнобольным, но судебно-психиатрическая экспертиза признала его вменяемым.

Еще один Неуловимый хищник

Установить мотивы жестоких преступлений следователя-маньяка Виноградова так и не удалось. По одной версии, мужчина не справился с посттравматическим стрессовым расстройством, которое он получил после участия в боевых действиях в Афганистане.

Кроме того, свою роль в судьбе Виноградова могло сыграть уголовное дело маньяка Николая Фефилова по кличке Неуловимый хищник, которое тот расследовал. Фефилов в 1982–1988 годах изнасиловал и убил семь девочек и молодых женщин. Виноградов присутствовал на следственных экспериментах с его участием и, как рассказывали коллеги, проявлял нездоровый интерес к подробностям преступлений.

Фото © Wikipedia / Николай Фефилов

Известно также, что старшему следователю предлагали возглавить расследование дела о расправе над Котенковыми, но тот отказался. Совершая преступления, Виноградов продолжал раскрывать другие уголовные дела.

В ходе следствия выяснилось, что маньяк был знаком с Натальей Котенковой. Однажды он расследовал расправу над ее сестрой Татьяной. Виноградов решил склонить Наталью к близости, так как знал, что женщина страдает психическим заболеванием, и рассчитывал, что она не будет сопротивляться.

Но Наталья Котенкова отказала ему, что разозлило маньяка. Он жестоко избил женщину, задушил ее, а затем напал на Валю и Юлю.

Так и не выяснилось, почему Юля не опознала преступника на фотографии среди возможных подозреваемых. Следователи посчитали, что маньяк, пользуясь служебным положением, накануне следственного эксперимента наведался к школьнице и запугал ее, из-за чего девочка и не опознала его.

«Я до последнего не верил»

Следователи подозревали, что на счету маньяка могло быть больше жизней. Его проверяли на причастность к убийству трех жительниц Екатеринбурга в 1995 году. Это дело расследовал сам Виноградов, поэтому он мог уничтожить все ценные улики.

Однако доказать его причастность к тройному убийству не удалось.

16 апреля 1997 года Виноградова приговорили к исключительной мере наказания. Однако из-за моратория на смертную казнь маньяку заменили расстрел на пожизненное лишение свободы. Виноградов до последнего надеялся избежать реального срока.

«Я юрист и до последнего момента не верил, что по таким доказательствам меня могут посадить», – говорил Виноградов.

Отбывать наказание маньяка отправили в «Черный дельфин» – одну из самых суровых российских колоний особого режима. Виноградов благодаря юридическому образованию постоянно писал грамотно составленные ходатайства и жалобы в Верховный и Конституционный суды. Однако приговор оставили в силе.

Фото © Свердлов Леонид / ТАСС

«На этой земле я не совершал убийств», – утверждал маньяк.

Жители Екатеринбурга, узнав имя преступника, решили мстить членам семьи Виноградова. Их даже пришлось охранять сотрудникам милиции. После приговора жена маньяка подала на развод и вместе с детьми уехала в другой город, сменив фамилию.

Юлия Саврасова, пострадавшая при нападении Виноградова, так и не смогла оправиться от серьезной травмы легкого. Она скончалась спустя несколько лет.

Россия преступники преступность маньяки