«Бес из чрева человеческого»: как жестокий советский маньяк, убивавший школьниц, избежал смертной казни
«Мне их агония нравилась»
Дмитрий Гридин родился 4 марта 1968 года в Магнитогорске. Его отец Леонид был начальником цеха на металлургическом комбинате. Окончив школу, Дмитрий поступил в Магнитогорский горно-металлургический институт.
Молодой человек рано обзавелся семьей. Ему было 20 лет, когда у него родилась дочь, поэтому Дмитрий был вынужден не только учиться, но и работать сторожем в детском саду.
Отношения с супругой в скором времени испортились. Сам Дмитрий объяснял, что ему не хватало женской ласки. Тогда он решил получать внимание от молодых жительниц Магнитогорска путем приставания к ним. Мужчина пытался обнимать и целовать девушек, но те сопротивлялись, и Гридин решил перейти к насилию, которое доставляло ему извращенное удовольствие.
«Я не хотел их душить – мне их агония нравилась, что они дрожат, я от этого испытывал какое-то невероятное ощущение», – говорил сам Гридин.
Первая кровь
В июне 1989 года первой потерпевшей стала студентка местного педагогического института, которую маньяк задушил на улице около ее дома. Следствию не удалось найти преступника по горячим следам, так как свидетелей жестокой расправы не было, а улик Гридин не оставил.
Через месяц жителей Магнитогорска повергло в ужас новое убийство: 31 июля маньяк напал на 16-летнюю девушку. Гридин подкараулил школьницу в подъезде ее дома, зашел вместе с ней в лифт и задушил. После расправы он перетащил тело на технический этаж, раздел его и сбежал.
Тогда правоохранители поняли, что в Магнитогорске орудует серийный маньяк, поскольку два нападения на девушек были похожи.
Лифтер
Спустя всего несколько дней после второго убийства Гридин расправился с 13-летней школьницей Ирой Сорокиной, которую подкараулил в лифте ее дома.
Маньяк остановил лифт, начал приставать к девочке, хотел ее обнять. Школьница закричала, попыталась оттолкнуть Гридина, а тот начал ее душить. Когда Ира потеряла сознание, маньяк вытащил девочку на крышу, раздел, трижды ударил ножом – в шею, грудную клетку и поясницу – и сбежал.
Ира чудом выжила: она пришла в сознание и добралась до своей квартиры, где испуганная мать вызвала скорую помощь. Однако помочь следствию девочка не смогла, так как не запомнила лица нападавшего.
Магнитогорск охватила настоящая паника: родители провожали своих детей в школу и встречали их после уроков. Добровольцы вышли на улицы города, чтобы самостоятельно охотиться на маньяка, которого в народе уже прозвали Лифтером.
Из-за активной работы поисковиков преступность в Магнитогорске фактически сошла на нет, однако найти маньяка так и не удавалось. Следователи проверили всех горожан и жителей области, которых судили за домогательства и изнасилования.
Однажды один из подозреваемых по фамилии Топчеев сознался в том, что он якобы является тем самым Лифтером. Мужчина заявил, что расправился с 16-летней школьницей из-за того, что она его оскорбила. Однако после допросов стало ясно, что имевший проблемы с психикой Топчеев почему-то решил оговорить себя.
Подробности преступления Топчеев описывал сбивчиво: он не мог рассказать детали, которые являются существенными и должны быть известны человеку, действительно совершившему преступление.
Зацепки и улики
Тем временем Гридин совершил четвертое нападение. Он подкараулил у дома 18-летнюю Елену Некрасову, вошел за ней в подъезд, а затем в лифт. Девушка внезапно дала маньяку мощный отпор.
Когда Гридин начал душить Некрасову, она несколько раз ударила его увесистой сумкой. Маньяк испугался и решил не продолжать свои действия. Тут открылась дверь лифта – и Некрасова убежала.
Девушка начала обзванивать квартиры и стучать в двери, но безрезультатно. Маньяк же вышел из лифта и стал молча приближаться. Но тут дверь одной из квартир открылась, девушка забежала внутрь и заперлась, а Гридин ушел ни с чем.
Милиционерам Некрасова помогла составить примерный портрет подозреваемого: худощавый и темноволосый молодой мужчина 20–25 лет, рост около 180 сантиметров, с густыми бровями и прямым носом. Правоохранители проверили около 200 человек, один из которых был настолько сильно похож на подозреваемого, что его задерживали несколько раз.
Позже мужчине даже выдали справку о многочисленных проверках, чтобы милиция перестала его задерживать. Но расследование так и не продвинулось, так как Гридин большую часть времени ходил в очках, благодаря чему остался вне подозрений.
В сентябре 1989 года маньяк расправился со школьницей, которая решила вечером сходить в магазин. Девочка зашла в лифт, а следом за ней – маньяк. Гридин задушил ее и затащил на 14-й этаж, где раздел.
На месте происшествия были найдены отпечатки пальцев, но отыскать в базах преступника не удалось, так как ранее Гридин не попадал в поле зрения правоохранительных органов.
«Бес из чрева человеческого»
25 ноября 1989 года жительница Магнитогорска Любовь Зыкина возвращалась вечером домой. Она знала о нападениях, поэтому в подъезд вошла с осторожностью. При этом в дальней части холла дежурили дружинники, что успокоило девушку.
Однако она была в ужасе, когда Гридин все же зашел за ней в лифт. Зыкина дала отпор маньяку. Он растерялся от такого яростного сопротивления и сбежал, когда двери лифта открылись. Убегая, обронил свои очки и шапку.
Родители Людмилы сообщили дружинникам, что у подозреваемого нет головного убора, в кратчайшие сроки информация разнеслась по всему району. В тот день на улице стоял мороз 20 градусов и все прохожие были в шапках. Забежавший в трамвай Гридин сразу привлек к себе внимание и был задержан.
В ходе досмотра в карманах маньяка нашли нож и пневматический пистолет. Зыкина опознала нападавшего, но в первые дни после задержания следователи сомневались, что поймали того самого Лифтера. Однако доказательства свидетельствовали об обратном.
Так, в детском саду, где работал Гридин, оперативники нашли санки с остатками веревки, которой маньяк душил жертв. Сам маньяк отпирался недолго – спустя пару дней он дал признательные показания.
На следственном эксперименте в одном из подъездов Гридин рассказал, что не смог полностью раздеть убитую девушку, так как его спугнула рыжая кошка. Следователи опросили соседей и оказалось, что в одной из квартир, действительно, жила рыжая кошка, которая по карнизу ходила гулять в подъезд.
Психиатры признали Гридина вменяемым, в 1990 году его дело передали в суд. На одном из заседаний мать потерпевшей, желая отомстить обвиняемому, попыталась задушить его жену собственными волосами. Весь Магнитогорск требовал для Гридина высшей меры наказания и привести приговор в исполнение прямо на центральной площади города.
«От имени населения всего города требуем этому бесу, рожденному из чрева человеческого, самого строгого наказания – смертного приговора!» – говорилось в петиции жителей города.
Чтобы избежать самосуда, конвоиры выводили Гридина из суда окольными путями, чтобы не встретиться с собравшейся толпой. В октябре 1990 года маньяка признали виновным в убийстве трех девушек и приговорили к расстрелу.
Приговор оглашали при помощи репродуктора, так как зал заседаний не смог вместить всех тех, кто хотел присутствовать на громком процессе. Вердикт Гридину толпа встретила громкими аплодисментами, однако ликование длилось недолго. Маньяк завалил все возможные инстанции жалобами и прошениями.
Над смягчением наказания для Гридина работал его влиятельный отец, поэтому в 1993 году расстрел заменили на пожизненное лишение свободы.
Мечтающий о свободе
Новость о пересмотре наказания воодушевила маньяка, и он заявил, что все признания у него выбили жестокими пытками.
Ждать за решеткой 25 лет, необходимых для подачи прошения об УДО, Гридин тоже не хотел, поэтому в 2000 году он подал жалобу в Комитет по правам человека при ООН. Там установили, что при расследовании дела были допущены нарушения. Однако на наказание это никак не повлияло, Гридин продолжил отбывать свой срок.
У следствия был железный аргумент: после задержания маньяка нападения в Магнитогорске прекратились.
В 2014 году Гридин решил оспорить указ президента РФ об отказе в помиловании, а затем подал в Белозерский районный суд прошение об УДО. Однако обе попытки оказались безуспешными, но в 2017-м Гридин предпринял новую.
Апелляцию маньяка отклонили, а через три года он подал прошение об УДО, к тому моменту проведя за решеткой 31 год. Гридин отметил, что за ним не было замечено нарушений режима. Однако проверка показала, что таких нарушений у маньяка было 24, 12 из них еще в СИЗО.
Дмитрий Гридин, который считается последним оставшимся в живых маньяком Советского Союза, отбывает наказание в исправительной колонии особого режима № 5 (ИК-5) на острове Огненный (Вологодская область), известной как «Вологодский пятак».