Абзац
Абзац
<span>Фото</span> © Unsplash.com

В понедельник, 25 августа, премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, в котором президенту страны Владимиру Путину было предложено денонсировать Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Этот шаг следует рассматривать в рамках более широкого контекста, заявил в разговоре с «Абзацем» адвокат, доктор юридических наук, профессор Игорь Трунов. Важно понимать, что это не единичное решение, а часть продуманной системы, которая, безусловно, имеет определенные юридические, политические и дипломатические последствия, пояснил он.

«Юридические [последствия] включают, например, невозможность мониторинга условий содержания в тюрьмах и СИЗО. При этом проблема условий содержания не решалась путем этой конвенции. Мониторинг был, а что толку? Сейчас в РФ идет расширение количества следственных изоляторов в регионах, где есть их нехватка. Эта проблема постепенно и повсеместно решается вне зависимости от того, есть у нас эта конвенция или нет, наблюдает за нами ЕС или нет. Все эти «унаследованные» проблемы упирались в финансирование. Нужно понимать, что строительство дополнительных СИЗО, которые должны быть определенного качества и определенного уровня, – это огромные затраты, требующие колоссального финансирования», – сказал Трунов.

Он отметил, что вполне ожидаемым будет рост критики со стороны западных государств и международных правовых организаций, если президент России одобрит предложение правительства.

При этом эксперт призвал не забывать, что против России введены тысячи санкций, дискриминация стала обыденностью, а права российских граждан повсеместно в Европе нарушаются:

«Это наша действительность сегодня. Против нашей страны, по сути, идут агрессивные военные действия. Наших граждан убивают, в том числе наемники из Европейского союза, применяя зачастую оружие из стран Европы. Россия все соблюдает, но в отношении нее никто ничего и нигде не соблюдает. Это сегодняшняя реальность».

Трунов подчеркнул, что денонсация конвенции не означает легализацию пыток в стране – за явное превышение полномочий должностные лица строго наказываются.

При этом собеседник «Абзаца» указал на необходимость понимания, что является пытками, а что – нет. Например, довольно жестко происходило задержание подозреваемых в совершении теракта в «Крокус Сити Холле». Однако в ходе проверки установили, что действия силовых структур были правомерными: подозреваемые были вооружены, пытались скрыться и оказывали сопротивление.

Российская Федерация является членом Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания с 1996 года. Ее участники имеют право посещать и оценивать места заключения под стражей, полицейские участки, а также лечебные учреждения закрытого типа.

В середине марта 2022 года, после начала СВО, Россия объявила о выходе из Совета Европы и, как следствие, из юрисдикции Европейского суда по правам человека, который много раз выдвигал обвинения в «нарушении прав человека» в адрес Москвы. Кремль видел в подобных действиях со стороны Европы политизацию органа и пример двойных стандартов. 

Евросоюз Россия права человека ЕСПЧ тюрьма СВО