Абзац
Абзац
Фото © Stringer / EPA / ТАСС

О том, почему на Латинской Америке сердце американца не успокоится, – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.

Спустя несколько дней после нападения на Венесуэлу Трамп и чиновники его администрации скинули маски приличия. Стали появляться их откровенные признания в том, что борьба с несуществующими венесуэльскими наркокартелями была лишь ширмой для совершенно иных задач.

Добросовестные политические наблюдатели по всему миру уже единодушно признали, что главной целью Трампа является венесуэльская нефть, контроль над которой Штаты потеряли в конце 90-х с приходом к власти в Венесуэле президента Уго Чавеса.

Среди других важных целей – ликвидация союзников России в Латинской Америке. Удар по Венесуэле – это одновременно удар по Кубе и Никарагуа, зависящим от венесуэльской нефти. И наконец, это шаг на пути пресечения экономической и политической экспансии Китая в Латинской Америке.

Примечательно не то, что очевидно любому политологу, а то, что эти истины наперебой торопятся публично обозначить сами представители американской администрации и лично президент страны.

Как пишет Reuters, «несколько представителей администрации Трампа сообщили агентству, что действия президента США против Мадуро отчасти были направлены на противодействие амбициям Китая», который получал дешевую нефть из Венесуэлы.

Агентство пишет, что на протяжении как минимум двух десятилетий Пекин стремился усилить свое влияние в Латинской Америке не только ради экономических возможностей, но и для того, чтобы получить «стратегический плацдарм у порога своего главного геополитического соперника». И, мол, Штаты с этим никак не могли мириться.

Трамп после операции в Венесуэле разоткровенничался: «Я сказал Китаю и России: мы с вами прекрасно ладим, вы нам очень нравитесь, но мы не хотим, чтобы вы были там (в Западном полушарии), и вы там не будете».

Что касается Кубы, то ей он предложил «заключить сделку или столкнуться с жестокими последствиями». Сейчас остро стоит вопрос о том, насколько администрация США готова к повторению венесуэльского сценария. Угрозы Трампа надо рассматривать вполне серьезно. На волне эйфории от победы в Венесуэле он полагает, что возьмет Кубу голыми руками.

Президент Кубы Мигель Диас-Канель заявил, что граждане страны «готовы защищать родину до последней капли крови». Кубинцы – храбрый и сильный народ. Именно поэтому после провала высадки наемников на Плая-Хирон в апреле 1961 года с целью свержения правительства Фиделя Кастро США больше не предпринимали попыток вторжения.

Другое дело – экономическое удушение. Несколько танкеров с венесуэльской нефтью, которые в последние недели американский спецназ захватил в Карибском море, шли как раз на Кубу. Вашингтон добивается полной энергетической блокады острова и, соответственно, социально-экономического коллапса.

Именно поэтому Трамп на днях самонадеянно изрек, что после Венесуэлы США не будут трогать Кубу, поскольку она «рухнет сама». Она живет в условиях экономического эмбарго со стороны северного соседа уже более 60 лет. И пока не рухнула. Но при Трампе, адекватность которого вызывает сомнения, может случиться все что угодно.

Он реализует доктрину Монро в современных условиях. При этом зоной американских интересов является не только Западное полушарие, но и вся планета.

Нападение США на Венесуэлу сопровождается непропорционально вялым международным протестом и не вызвало никаких мер, которые обуздали бы агрессора. В таком контексте акция спецназа США в Каракасе сильно похожа на пробный шар, запущенный с целью проверить возможность подчинения всего мира личной воле Трампа. Что же, теперь у него развязаны руки.

Ближайшие в очереди на экзекуцию – Куба, Никарагуа, Колумбия, Мексика. За пределами Латинской Америки – Иран. Но если в Западном полушарии Трамп стремится изменить режимы, то на Иран у него более радикальные планы: превращение в территорию без государства.

Если никто реально не готов противостоять чинимому Вашингтоном разбою, то можно констатировать, что 3 января 2026 года, когда США напали на Венесуэлу, началась новая эра – эра безраздельного доминирования лично Трампа над всей планетой.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

США Куба Латинская Америка Венесуэла Дональд Трамп