Пыл в глаза: почему Запад сильно обозлился на Россию после создания ЕАЭС
К 25-летию Евразийского экономического сообщества – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Четверть века назад новость о подписании в Астане договора о создании Евразийского экономического сообщества не попала ни на первые полосы газет, ни в прайм-тайм телевизионных новостей.
Что поделать – страна жила тогда совсем другими интересами. Уже год шла вторая чеченская война, ваххабиты были разгромлены, но ушли в подполье, откуда бессильно грозили терактами.
Запад между тем праздновал победу над сербами и над Слободаном Милошевичем, которого свергли с поста президента в ходе первой «цветной революции». Причем победа над ним подавалась в западных медиа как победа над Россией. «Президент Путин предал славянских братьев!» – аршинными буквами гласил заголовок одной из британских газет, выдававший самые потаенные мечты лондонского истеблишмента.
На новость о встрече в столице Казахстана глав пяти крупнейших постсоветских государств – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана – никто и не обратил внимания. Дескать, обычная бюрократическая говорильня ради картинки в телевизоре.
Мол, какой там может быть Таможенный союз, если две последние республики вот-вот развалятся под натиском исламистов из Афганистана, а там и Казахстан запылает? Да и вообще, о какой зоне свободной торговли идет речь, если все страны ради шанса вступить в ВТО тут же позабудут обо всех своих обязательствах перед соседями?
«Ха-ха! Таежный союз», – громче всех кричала украинская пресса.
Кстати, именно тогда это словосочетание, которое затем на все лады склонялось на Майдане в 2014 году, и было пущено в оборот.
И уже тогда Украина отказывалась подписывать какие-либо интеграционные документы и соглашения с Россией. Потому что в противовес «Таежному союзу» украинский президент Леонид Кучма (если вы забыли, это автор талмуда всех местных нациков «Украина не Россия») продвигал свой интеграционный проект ГУУАМ – то есть союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии, которые решили вместе порвать с Россией и идти вступать в ЕС и НАТО.
Получилось пять республик против пяти – символическая картина раскола некогда могучей семьи народов.
И в то время, когда Владимир Путин обговаривал с коллегами все нюансы договора о Евразийском экономическом сообществе, в Киеве принимали делегацию Политического комитета НАТО.
Переговоры касались ни много ни мало планов вступления Украины в альянс (и никто почему-то не вспомнил про пресловутый Будапештский меморандум, в котором Киев гарантировал свой нейтральный внеблоковый статус).
Это был уже третий визит натовцев в страну в 2000 году. Сначала туда прибыл тогдашний генсек альянса Джордж Робертсон, затем – главнокомандующий силами НАТО генерал Уэсли Кларк (этот ястреб в отставке и ныне пасется в Киеве – дает советы украинским террористам).
Однако руководитель Политического комитета НАТО Даниэль Спекхард приехал на Украину с особой миссией – познакомиться с тогдашним премьер-министром Виктором Ющенко, который и был назначен Западом на роль преемника Кучмы и антироссийского тарана.
Так что превращение страны в «анти-Россию» случилось не вдруг. Начало этому процессу было положено в тот момент, когда Москва сделала первые робкие попытки остановить распад некогда единого союзного экономического пространства.
И в те годы многим уже было понятно, к чему все идет.
«Ну все, теперь Запад будет сливать Путина», – так после саммита в Астане оценил обстановку один из опытнейших журналистов – столп либерализма и особа, приближенная к самому Березовскому, в те годы считавшемуся теневым кардиналом Кремля.
Дескать, Запад мог бы простить российскому президенту многое – от уничтожения «анклава демократии» в Чечне до «дела ЮКОСа», но только не попытку восстановления советской «зоны влияния».
А раз Путин пошел на собрание своего евразийского «общего рынка», то все, считайте, песенка спета.
Ну что ж, кажется, четверть века – это вполне достаточный срок, чтобы оценить, кто чего достиг. И чья песенка спета.
Евразийское экономическое сообщество окрепло и превратилось в полноценный союз.
ГУУАМ прекратило свое существование. Причем Узбекистан уже несколько раз просился вступить в ЕАЭС, но пока является государством-наблюдателем. Азербайджан стал сателлитом Турции и завязал с европейскими мечтами.
Зато украинцы и молдаване вошли в Европу – правда, говорят, скоро их попросят оттуда с вещами, потому что на Украине заканчивается «пушечное мясо».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.