Готовь Санду летом: в чём особенность выборов президента в Молдавии
В Молдавии 20 октября состоятся выборы президента и референдум о начале евроинтеграции страны. Действующий лидер Майя Санду всеми правдами и неправдами пытается подавить оппозицию и победить. «Абзац» разбирался, за кого будут голосовать молдаване в это воскресенье.
Расстановка сил
Выборы главы государства в Молдавии многие эксперты уже назвали наиболее недемократическими. Действующий президент Майя Санду выглядит фаворитом даже несмотря на то, что за четыре года у избирателей накопилось к ней немало претензий.
Последние опросы общественного мнения показывают, что в первом туре она может набрать около 30% голосов, опережая ближайшего соперника примерно в три раза. Во втором туре она легко обойдёт любого потенциального конкурента и повторит свой триумф 2020 года.
Однако четыре года назад Санду смогла выиграть в основном благодаря голосам из-за рубежа. Кроме того, тогда многие молдаване хотели не допустить повторного избрания Игоря Додона.
Да и Санду была лидером оппозиции, с ней связывали надежды на скорые изменения к лучшему. Сейчас же за её плечами не самые блистательные годы у власти.
Молдавия по-прежнему остаётся одной из беднейших стран в Европе. Поэтому на этот раз команда политика построила предвыборную программу на теме европейской интеграции.
Основной конкурент Санду – социалист и бывший генпрокурор Александр Стояногло, который позиционирует себя как честного борца с преступностью. Третье место по результатам большинства соцопросов занимает старожил молдавской политики, эксцентричный олигарх и бывший мэр Бельц Ренато Усатый.
Выборы с особенностями
В комментарии для «Абзаца» член высшего совета Общероссийского движения «Сильная Россия» политолог Максим Бардин заявил, что у предстоящих выборов есть несколько особенностей:
«Во-первых, выборы президента совмещены с референдумом об изменении конституции. В современной версии основного закона страны Молдавия определяется как нейтральное государство. Нейтралитет – это сейчас стратегический курс Молдавии, в случае же положительного решения на референдуме в конституцию будут внесены изменения. Однако решение придерживаться курса на вступление в ЕС не гарантирует, что Молдавию сразу же примут в организацию. Это просто определённый удар по оппозиции, потому что после этих изменений в случае, если политик начинает предлагать сотрудничество с СНГ или ЕАЭС, это фактически антиконституционные предложения».
Эксперт считает, что если бы референдум проводился 30 лет назад, то большинство граждан точно высказались бы за вхождение в Евросоюз. Однако сейчас авторитет альянса упал, как и интерес к нему со стороны молдаван, поэтому власти страны решили устроить голосование в один день с выборами.
«Если бы голосовать на референдум пришло 20–25% населения, то Евросоюз наверняка задал бы властям Молдавии много неудобных вопросов, так как это в целом удар по авторитету ЕС. Поэтому власти Молдавии решили совместить референдум с выборами президента. Это расчёт на то, что люди всё равно придут голосовать за президента, так как интерес к выборам президента выше, а заодно проголосуют и на референдуме», – пояснил Бардин.
Вторая особенность – тотальная зачистка информационного и политического поля перед выборами, указывает спикер:
«В течение этого года были закрыты СМИ, которые смели говорить о возможных плюсах от сотрудничества с Россией. В отношении оппозиционных политиков были различные преследования и давление. Гонениям подвергались Илан Шор, Марина Таубер, башкан Гагаузии Евгения Гуцул. На телевидении показывали только действующего президента Майю Санду. И эта тактика дала свои плоды, к сожалению».
Бардин напомнил, что на сегодняшний день рейтинг Санду составляет 25–30%. Это достаточно большой показатель, учитывая, что экономика страны во время её президентства действительно была и остаётся не в лучшем состоянии. Да и в целом оппозиция не смогла централизованно дать отпор политику.
«Основным претендентом на выдвижение от социалистов считался экс-президент Игорь Додон, но почему-то партия вместо этого выдвинула бывшего генпрокурора страны Александра Стояногло. Социалисты рассчитывали, что электорат Додона поддержит и Стояногло, но этого не произошло. Для сравнения: летом рейтинги Игоря Додона были в районе 20–25%, что позволяло ему бороться с Санду, а сейчас рейтинги Стояногло составляют 10–14%, то есть у него практически двукратное отставание от неё. Никаким оппозиционным, пророссийским политикам и вовсе не дали возможности выдвинуться», – сказал эксперт.
Третьим нюансом Бардин назвал беспрецедентное количество избирательных участков, которые были открыты в Европе, но при этом практически полное их отсутствие в России:
«Было открыто более 60 участков в европейских странах – в Италии, Франции, Германии, Ирландии. И только два участка в России, и то оба в Москве. То есть фактически власти Молдавии не дали шанса гражданам своей страны, которые проживают в России, голосовать. Электронного голосования нет, и не все живут в Москве».
Спикер напомнил, что по Конституции Молдавии выборы президента проходят в два тура. В ходе первого кандидат должен набрать 50% и больше, а если этого не произойдёт, то объявляется второй этап.
В нём необходимо простое большинство. Бардин считает, что стоит ожидать второго тура, где Санду встретится со Стояногло и, скорее всего, победит.