Не опрос: почему даже популярность АдГ не утоляет жажду войны в Германии
О том, почему правители Европы плюют на мнение большинства, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
В Германии сенсация. Да такая, что тамошние власти почти кричат: «Все пропало, гипс снимают, клиент уезжает...»
То есть они бы именно так кричали, если бы были знакомы с классикой. Ну а сейчас просто в ужасе вопят, малограмотные.
Случилось и вправду страшное. Партия «Альтернатива для Германии» в опросе общественного мнения YouGov получила 27% рейтинга, а правящая ХДС/ХСС во главе с воинственным канцлером Фридрихом Мерцем – 26%.
О том, что АдГ опережает правящую партию, было известно из разных исследований и раньше. Однако месяца два германские власти считали возможным не обращать на это внимания.
Сейчас это больше невозможно. По двум причинам.
Во-первых, потому что популярность «Альтернативы» очевидна всем немцам. Например, на выборах в земле Северный Рейн – Вестфалия в сентябре 2025 года фракция получила в три раза больше голосов, чем в прошлый раз.
Во-вторых, слишком очевидна непривлекательность Мерца и его политики. По данным опроса Forsa, работой канцлера удовлетворены лишь 29% немцев, а 67% – нет.
Между тем ему в сложившейся ситуации довольно странно быть непопулярным. Он ведь собрался – ни много ни мало – перестроить всю германскую экономику, социальную сферу и ввергнуть страну в войну с Россией.
В августе Мерц объявил политику «государства всеобщего благосостояния» непосильной для бюджета и предупредил о грядущих сокращениях. По словам канцлера, «5,6 миллиона человек живут на пособия – и так больше не может продолжаться».
На что канцлеру нужны сэкономленные на бедных деньги, тоже очевидно: старый лозунг «Пушки вместо масла» воплощается в Германии в жизнь с пугающей скоростью и последовательностью. ФРГ очень хочет продолжать противостояние с Россией.
Германии нужно увеличить армию до 300 тыс. штыков и отправлять на Украину как можно больше оружия и денег. Все это, по мнению Мерца, сделает его страну лидером в Европе.
Проблема очевидна: политика канцлера была бы успешной, если бы ее поддерживало большинство. Однако такого, как видно из опросов, у Мерца нет.
А власть тем не менее есть. И терять он ее не собирается.
Это главный урок, который мы здесь, в России, должны извлечь из происходящего сейчас в Европе. Во Франции и Великобритании примерно та же ситуация.
ЕС на войну с Россией ведут лидеры, которые не выражают мнения большинства населения своих стран. Деятели, которых простой народ охотно бы скинул, чтобы вернуться к мирной жизни, нормальным отношениям с Москвой, низким ценам на электроэнергию и продукты.
Однако Евросоюз, хоть и заявляет о приверженности демократии и постоянно проводит выборы, реальной возможности сделать это людям не дает.
АдГ в Германии популярнее правящей партии. На землях бывшей ГДР у «Альтернативы» даже не относительное, а абсолютное большинство голосов.
Но в правительстве представителей АдГ нет и не будет – «демократическая» политическая система объявила фракцию «ультраправой» и держит в изоляции. С ней никто не станет блокироваться, чтобы создать коалицию.
Хуже того. Если партия станет еще более популярной, настолько, что сможет сформировать правительство без союзников, ее просто запретят.
Для этого в Германии есть отдельная спецслужба – ведомство по защите конституции. Процедура запрета политических партий давно отработана и пользуется поддержкой по всему Евросоюзу.
Вон, совсем недавно в Румынии был сверхпопулярный «пророссийский» кандидат в президенты – и где он теперь? Правильно, обвинен во всех смертных грехах и изолирован.
Или вот во Франции Марин Ле Пен минимум вдвое популярнее действующего президента Эммануэля Макрона. У того рейтинг упал до 15%, а 68%, по данным старейшей газеты France Soir, стыдятся, что у них такой лидер.
Но Ле Пен осуждена по вздорному обвинению и не имеет права принимать участие в выборах. Непопулярный, но непотопляемый Макрон ведет Пятую республику на войну с Россией – вопреки мнению французов.
Большинство европейцев не хочет враждовать с нами. Не желает ни экономической, ни холодной, ни гибридной, ни обыкновенной войны.
Однако правители ЕС, поклявшись демократией, на их мнение плюют. Такие теперь в Европе «ценности».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.