Обрушил Белград: как ЕС пытается обнулить смысл визита президента Сербии в Россию
О смысле визита в страну Каи Каллас и звонка Зеленского Вучичу – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
После участия президента Сербии Александра Вучича в параде Победы на Красной площади 9 Мая Евросоюз пытается показать, что Белград на самом деле по-прежнему стоит на «европейском пути» и что визит лидера балканской страны в Москву ничего не значит.
В Белград в четверг приезжала верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Кая Каллас и провела встречу с Вучичем. Кроме того, состоялись ее переговоры с представительной делегацией правительства Сербии во главе с премьер-министром Джуро Мацутом, в ходе которых обсуждалась «возможность ускорения процесса европейской интеграции Сербии, а также продолжение диалога между Белградом и Приштиной».
Мацут в ходе встречи повторил, что Сербия «по-прежнему четко привержена членству в Европейском союзе» и что «пришло время сделать конкретные шаги в этом направлении». Каллас со своей стороны заявила, что хочет видеть, как Сербия продвигается к членству в Европейском союзе. «Чтобы это произошло, политические лидеры должны провести необходимые реформы и продемонстрировать последовательность в применении демократических принципов», – сказала она.
Что касается Косова, то никаких публичных заявлений о конкретных шагах Сербии в сторону нормализации отношений с местными албанцами сделано не было. Однако хорошо известно, что главным условием ЕС для принятия Сербии в свои ряды является признание Белградом независимости Косова. Все вопросы в рамках приведения сербского законодательства в соответствие с законами ЕС, по сути, являются факультативными.
Судя по проявленному Мацутом желанию ускорить процесс европейской интеграции, официальный Белград готов двигаться к формальному взаимному признанию с Приштиной. Именно это может быть той индульгенцией, за которую ЕС готов закрыть глаза на визит Вучича в Москву и его последующие публичные заявления о дружбе с Россией. Ранее Каллас и другие бюрократы из ЕС грозили Сербии серьезными трудностями на пути в объединение, если Вучич поедет в Москву на празднование 80-й годовщины Победы над фашизмом.
Любопытно, что в день визита Каллас в Белград президенту Сербии позвонил Зеленский. По словам Вучича, у них состоялся «хороший и открытый разговор». «Мы говорили о двустороннем сотрудничестве, европейском пути Сербии и Украины и особенно о сотрудничестве в формате Украина – Юго-Восточная Европа», – написал президент Сербии на своей странице в соцсети.
Местные Telegram-каналы весьма характерно отреагировали на этот телефонный разговор. Общий смысл их комментариев сводится к тому, что если верить официальному сообщению о сути беседы, то Зеленский не мог найти ничего умнее, как позвонить Вучичу и говорить с ним о членстве в Европейском союзе – организации, которая настроена крайне враждебно к России и планирует с ней воевать в обозримом будущем.
Поездка Каллас в Белград и ее задушевные беседы с президентом Вучичем и членами сербского правительства о скором вероятном членстве Сербии в ЕС – это тортик. А последовавший в тот же день звонок Вучичу от Зеленского – это вишенка на тортике. Совершенно понятно, что это скоординированная информационно-пропагандистская акция. Тем самым Брюссель пытается дезавуировать смысл визита президента Сербии в Москву на 9 Мая.
Несмотря на угрозы из Брюсселя, Вучич все же поехал в Москву. Но, как многие убеждены, он это сделал под давлением сербской общественности и не в последнюю очередь для того, чтобы набрать политические очки дома, где подавляющее большинство населения традиционно считает Россию ближайшим и единственно верным союзником и поддерживает СВО на Украине. Отказ поехать в Москву после публичного приглашения со стороны Путина нанес бы Вучичу непоправимый урон в глазах собственного народа.
Во всей этой истории с визитом Каллас и звонком Зеленского самое важное – что официальный Белград принял самое живое участие в этом шоу, которое устроено брюссельскими бюрократами и Зеленским и нацелено на то, чтобы обнулить смысл участия Вучича в московских торжествах.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.