Абzaц
Абzaц
Фото © Sue Ogrocki / AP / ТАСС

О планах сократить стоимость рецептурных препаратов на 30–80% – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Это вовсе не война с «биг фармой» – крупнейшими транснациональными фармацевтическими корпорациями типа Pfizer или Novartis. Дональд Трамп вовсе не безумец, как его пытаются представить демократы.

Просто сейчас в конгрессе идет обсуждение нового бюджета, который значительно урезает расходы на социалку. В том числе и на медицинское страхование – вплоть до того, что миллионы американцев с низким доходом вообще потеряют возможность обращаться к врачу. Вот Трамп и решил изобразить заботу о бедных: дескать, не беда, что медицинской помощи у вас не будет, зато лекарства подешевеют.

И это аргумент, понятный миллионам американцев, которые и так не ходят к врачам: во многих штатах запись к семейному терапевту идет за полгода до приема, поэтому к специалистам обращаются в самых крайних случаях.

Зато цены на лекарства в аптеках волнуют всех.

При этом понятно, что инициатива Трампа обречена на провал. Первый раз он попытался поставить «биг фарму» под контроль государства в самом конце своего первого президентского срока – после коронавирусной пандемии производители вакцин воспринимались как кровососы и враги народа.

Но не успели высохнуть чернила под президентским указом, как Верховный суд его заблокировал – по ряду процедурных моментов, к которым придралась армия адвокатов фармкомпаний. Это, в свою очередь, позволило Трампу театрально развести руками: вы же видите, как я стараюсь для народа, но мне ничего не дают сделать. Голосуйте за меня еще раз – и все вместе мы победим корпорации.

В этом драматическом жесте – вся натура Трампа, который берется за все проблемы сразу только ради пиара. Дескать, вы же видите, как я стараюсь! И как мне мешают!

Впрочем, оставим Трампа самим американцам.

Для нас куда важнее другой вопрос: не нуждается ли российский рынок лекарственных препаратов сейчас в ограничительном контроле? Да, в сфере жизненно необходимых важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) государство более-менее старается регулировать цены. Но во всем остальном, кажется, царят анархия и ничем не ограниченная жадность фармкампаний. Совершенно, заметим, неуместная в условиях необъявленной войны с коллективным Западом.

Но работа идет – без громких слов и заявлений.

Сейчас, когда в Европе угрожают прекратить все поставки лекарственных препаратов в Россию, в правительстве принято жизненно важное решение по переносу в пространство Евразийского экономического союза производств с полным циклом. Причем с прицелом делать препараты не только для себя, но и на внешние рынки.

Благо опыт такой имеется. Например, в Китае, где государство целенаправленно стимулирует развитие экспорта определенных типов лекарственной продукции. Или в Индии, где за считаные годы была построена своя фармпромышленность с прицелом на внешние рынки.

Кажется, что западные фармкомпании после истории с нашей вакциной «Спутник» специально лоббируют исключение лекарственных препаратов из санкционных списков, чтобы не стимулировать нас на конкурентную борьбу.

Но на войне – как на войне.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

США лекарства здравоохранение Дональд Трамп