Налоговое время: как рост НДС повлияет на людей и бизнес в России
С 1 января в России на 2% вырос налог на добавленную стоимость (НДС). Для пополнения бюджета страны это может оказаться существенным. О том, как изменение повлияет на цены и бизнес, – в материале «Абзаца».
Почему повысили НДС
В 2026 году налог на добавленную стоимость увеличился с 20 до 22%. На первый взгляд изменение кажется незначительным, но по какой-то причине с ноября обсуждения этой новости не прекращаются.
Нововведение является частью налоговой реформы, направленной на увеличение доходов федерального бюджета. Ее ознаменовало принятие закона № 425-ФЗ в ноябре минувшего года.
На пресс-конференции по итогам 2025-го президент РФ Владимир Путин заверил, что это временная мера. По его словам, власти долго сомневались, нужно ли повышать НДС:
«Вопрос очень острый, он долго обсуждался в правительстве и в Администрации Президента, и все-таки <…> было принято решение, что самый правильный, честный и прозрачный способ решения стоящих перед нами задач, в том числе в финансовой сфере, – это повышение НДС».
Каких товаров коснется повышение
Так, НДС вырос на бытовую технику, электронику, мебель, стройматериалы, одежду, мобильную связь, косметику, бытовую химию и другие товары, не подпадающие под категорию социально значимых.
К последним относятся продовольствие (молоко, яйца, мука, мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы и прочее), детские товары, лекарства и медицинские изделия. Полный перечень содержится в части 2 статьи 164 Налогового кодекса. В отношении них по-прежнему действует льготная ставка в размере 10%.
Также сохраняется нулевая ставка по отдельным операциям, куда, в частности, входят экспорт товаров и международные грузоперевозки.
Что изменилось для бизнеса
Другое изменение касается упрощенной системы налогообложения и прочих специальных режимов. Речь в первую очередь идет о корректировке лимитов по доходам.
Так, ожидается поэтапное снижение порога выручки малого бизнеса для уплаты НДС. В 2026 году он будет уменьшен с 60 млн в год до 20 млн, в 2027-м – до 15 млн, а в 2028-м – до 10 млн.
То есть если в 2025 году доход на УСН превысил 20 млн рублей, то с 1 января 2026-го такой бизнес автоматически признается плательщиком НДС.
При этом у компаний будет три варианта расчета налога: общая ставка 22% с правом на вычет входного НДС, специальная ставка 5% (если доход за год составляет от 20 до 272,5 млн рублей) или специальная ставка 7% (если доход укладывается в рамки 272,5–490,5 млн рублей).
В случае применения последних двух вариантов бизнес лишается права на налоговый вычет.
Насколько подорожают товары и услуги
Производители и поставщики уже отреагировали на повышение НДС. Доктор экономических наук Леонид Холод привел данные, согласно которым цены на некоторые виды продовольствия уже увеличились примерно на 1,35%.
«Почему не на 2%? Потому что сейчас ценам трудно расти: доходы населения не очень-то шустры и даже снижаются. В этой ситуации себе дороже цены повышать. Но деваться все равно некуда, это просто прямой ценообразующий фактор», – сказал собеседник «Абзаца».
Комментируя данные о том, что к концу января цены на некоторые продукты подскочат более чем на 15%, экономист призвал не винить в этом НДС. По его словам, предстоящие подорожания обусловлены сезонностью и другими косвенными факторами:
«Возьмем яйца. Они не подорожают, потому что с ними катастрофа (перепроизводство – прим.) летом была. Если говорим об овощах, то тут перемещение географии поставок все дальше и дальше увеличивает логистическую и валютную составляющую стоимости. <…> По мясу – тут вообще себе дороже цены повышать».
Поднятие НДС, безусловно, приведет к росту цен, говорит Холод. В ближайшем будущем товары подорожают на 5%, 10%, 15% и так далее, но доля налога в этом будет не больше 2%, уверен он.
«Сложно отделить влияние НДС от влияния стоимости бензина, например. Потому что инфляция издержек тоже давит на цены. <…> Причин для подорожания много, но есть их главный ограничитель – спросовый», – подытожил спикер.
Что будет с экономикой России
Налог на добавленную стоимость действительно крайне важен для российского государства, отмечает экономист Евгений Надоршин. Согласно данным, которые он привел в разговоре с «Абзацем», по итогам 2025 года на НДС пришлось 38% доходов федерального бюджета и 19% – консолидированного.
Специалист отметил, что рост в 2% может показаться несущественным, однако экономика так устроена, что повышение налогов эффективно в ограниченных пределах. Преодоление некоего порога в налоговых ставках дает обратный эффект и ведет к сокращению поступлений в казну: одни компании уходят в тень, другие вынуждены закрываться (это называется кривой Лаффера).
«Относительно налоговых поступлений есть опасения, что это уже произошло. Может быть, не по НДС, но по каким-то другим платежам. Например, по утильсборам это было видно уже в прошлом году. Достаточно посмотреть, как Минфин корректировал свои ожидания», – сказал Надоршин.
В этом году помимо утильсбора, поступления по которому снова переоценили, будут еще примеры, добавил спикер.
По его словам, жалобы бизнеса на трудности функционирования в условиях усиления налогового бремени уже были слышны. Вступившие в силу с 1 января изменения являются уже «достаточно сильным стопорящим фактором» для многих компаний, считает экономист:
«Возможно, что увеличение аппетитов государства по величине налогов ведет к увеличению цен достаточно существенному, чтобы россияне начали сокращать потребление, и к тому, чтобы некоторые бизнесы не чувствовали себя жизнеспособными».
По его мнению, рост НДС – мера, сильно ускоряющая наступление рецессии в российской экономике. Катастрофы в этом нет, однако Надоршин усомнился, что в этом была изначальная цель налоговых изменений.