Абзац
Абзац
Фото © Сергей Мальгавко / ТАСС

Каждый россиянин замечал следующую магию чисел: покупаешь газировку, казалось бы, объемом 0,5 л, но производитель недолил 50 мл, в чем честно признался на упаковке. Это неприятное явление называется шринкфляцией. О том, как оно вредит потребителям, – в материале «Абзаца».

Как производители «грабят» потребителей

На минувшей неделе Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) направил обращение в правительство с практическими предложениями по борьбе со шринкфляцией – «обманом на ценниках». Практика реализуется по-разному: в цене за 100 г, а не кг, либо в «акционных» прайсах.

Но самое распространенное явление – это сокращение объема содержимого при сохранении той же упаковки и стоимости. Например, пачка чипсов прежде весила 80 г и стоила 100 рублей, а потом за те же деньги она ужалась до 75 г. 

Это позволяет производителям создавать иллюзию отсутствия роста цен и сохранять спрос на свою продукцию.

«Они (производители – прим.) это делают для того, чтобы сэкономить издержки. Смысл очень простой. У вас есть определенные затраты, вам необходимо продавать этот товар, чтобы оставаться в прибыли. Но клиенты покупают продукцию все хуже и хуже. Если вы поднимете цену, то покупать будут еще меньше. Поэтому вместо того, чтобы поднимать цену, вы уменьшаете упаковку так, чтобы это не особо заметили. В результате вы экономите деньги», – объяснил «Абзацу» экономист Николай Кульбака.

Фото © Владимир Андреев / Абзац

По данным СПРФ, из-за этой недобросовестной практики россияне теряют до 3% от стоимости купленных ими товаров или около 1 трлн рублей ежегодно. В организации предлагают бороться с этим, обязав магазины указывать цены в перерасчете на принятую единицу измерения: литр или килограмм.

Реальные примеры шринкфляции

Ранее россиян предупреждали о том, что по итогам 2025 года упаковки шоколада, кофе, чая и масла могут стать меньше на 10–20%. Дело в том, что они подвержены наибольшему риску шринкфляции. Например, содержимое коробок конфет упало с 200 до 170 г.

Между тем в туалетной бумаге сокращается метраж. А пачки молока стали вмещать по 870 вместо 900 мл.

Фото © Сергей Бобылев / ТАСС

От феномена страдают даже домашние животные. Объем кошачьих паучей уменьшился с 85 до 75 г.

А недавно производители «обрадовали» россиян новогодним ноу-хау – половинчатыми елками. Мол, такие искусственные деревья подойдут обладателям студий и маленьких квартир.

С фронтального ракурса они должны выглядеть как полноценные. Однако цены на них как на нормальные елки – от 7 до 16 тыс. рублей.

В чем вред шринкфляции для экономики

В результате такого подхода производителей потребители вынуждены чаще покупать товары и тратить больше денег. Однако это не самое страшное, говорит Кульбака. Основная проблема шринкфляции в том, что это представляет собой скрытую инфляцию.

«Конечно, люди чаще [из-за этого] ходят в магазины. Но дело даже не в этом. Главная вещь вот в чем. Если не смотреть на упаковку, то цены выросли, допустим, на 10%. Но если принять во внимание тару, то фактический рост составит уже 15%. Это инфляция, которой люди не замечают», – объяснил специалист.

Почему государство не борется с этим

По словам Кульбаки, лучший способ борьбы с недобросовестными производителями – указывать в магазинах цену в пересчете на килограмм или литр. Это как раз то, о чем говорят в Союзе потребителей. Проблема в том, что государству это не так важно, полагает экономист.

Впрочем, зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов уверен, что бороться со шринкфляцией не нужно. По его словам, сам факт снижения объема нельзя квалифицировать как обман потребителя.

«Это не преступление, а маркетинговый ход. <…> Это в определенном смысле тест на внимательность и лояльность тому или иному бренду. Да, люди понимают, что их молоко стало продаваться в упаковке с меньшим количеством продукта, но они знают, что это хорошее молоко, и продолжат его покупать», – сказал собеседник «Абзаца».

Фото © Владимир Андреев / Абзац

Кирьянов отметил, что в данном случае важно следить лишь за тем, чтобы не было злоупотреблений, когда на упаковке пишут один объем содержимого, а фактически он другой. Однако «отрегулировать этот момент достаточно сложно».

Предложение СПРФ о пересчете цен к фиксированному объему имеет право на существование, однако, вероятно, только запутает покупателей, говорит депутат. И советует просто быть внимательнее.

В качестве успешного – хоть и ограниченного – примера решения проблемы шринкфляции он приводит систему ГОСТов. Для маркируемых товаров она устанавливает не только требования по качеству, но и по объему – упаковки должны быть привычны для покупателя.

цены Россия инфляция продукты