КСИР спокойствия: что удерживает Ближний Восток от большой войны между Израилем и Ираном
В минувшие выходные Израиль нанёс ответный удар по военным объектам Ирана. Однако многие эксперты отметили, что республика была заблаговременно предупреждена относительно целей, а потому ход еврейского государства имел скорее политический характер. «Абзац» разбирался, стоит ли ждать полномасштабной войны на Ближнем Востоке и какую роль во всём этом играют США.
Новый Ближний Восток
Удары израильской авиации 26 октября по военным объектам Ирана уничтожили, как утверждается, «весь стратегический оборонный потенциал» Исламской Республики. Истребители вывели из строя батареи зенитных ракет большой дальности и радары дальнего обнаружения, сообщает армейское радио «Галей ЦАХАЛ» со ссылкой на источники.
Иран, по оценкам Израиля, потерял свои стратегические возможности «на ближайшие два-три года». При этом в ЦАХАЛ рассчитывали на незамедлительный ответ, но этого не случилось.
В свою очередь глава МИД Ирана Аббас Арагчи сообщил, что власти страны получили информацию о возможной израильской атаке по территории страны накануне ударов. В связи с этим многие эксперты заявили, что ответ еврейского государства носил чисто политический характер в целях демонстрации силы.
Кроме того, в столице Катара Дохе начались переговоры о прекращении огня в секторе Газа и освобождении заложников, захваченных ХАМАС. Об этом в понедельник, 28 октября, сообщил телеканал CNN со ссылкой на дипломатический источник.
В беседе с «Абзацем» востоковед, арабист Андрей Чупрыгин заявил, что сейчас на Ближнем Востоке сложилась не вполне обычная ситуация:
«За прошедшие десятилетия с образования государства Израиль мы привыкли, что все кризисные ситуации на Ближнем Востоке так или иначе связаны с началом арабо-израильских войн, но сейчас ситуация резко изменилась. Мало кто в регионе был готов к тому, как повернётся ситуация, когда 7 октября прошлого года начались военные действия Израиля против ХАМАС, спровоцированные атакой последнего. За минувший год с лишним никто из крупных региональных игроков не выступил с героической реакцией и не вступился за ХАМАС, как это было раньше».
Такая реакция, по мнению эксперта, говорит о том, что Ближний Восток больше не хочет воевать. Региональные политические элиты стремятся двигаться в сторону стабильности, которая позволила бы им налаживать отношения даже с Израилем, потому что он становится всё важнее для окружающих соседей.
«Даже Иран, который традиционно провозглашал одной из своих целей полное уничтожение Израиля, в течение всего этого последнего года – начиная с 7 октября – старался демонстративно дистанцироваться от этих событий и всячески не вмешивался в эту историю. Эта ситуация стала ещё более интересной, когда израильтяне вдруг ни с того ни с сего нанесли удар по Дамаску, по консульству Ирана, где они ликвидировали целый ряд офицеров КСИР (Корпус стражей исламской революции). На этот счёт есть масса различных версий и спекуляций. Например, что [премьер Израиля Биньямин] Нетаньяху хочет эскалации боевых действий по причинам личного характера. Однако я думаю, что нынешняя политическая элита Израиля раздроблена и амбиции сильно поправевшего правительства так или иначе связаны с противостоянием с Ираном, но даже при этом оно действует максимально сдержанно», – сказал Чупрыгин.
Спикер напомнил, что в апреле этого года, когда Иран наносил удар по Израилю, последний был предупреждён о целях атаки. Аналогичным образом сейчас поступило и еврейское государство.
Это делается, потому что никто не хочет эскалации вплоть до большой войны. Но при этом оставить всё просто так тоже никто не может, потому что на Ближнем Востоке сохранение лица очень важно и не ответить на атаку будет считаться проявлением слабости.
«Что касается переговоров о прекращении огня в секторе Газа и освобождении заложников, которые начались сегодня в Дохе, то я очень пессимистично смотрю на результаты этих встреч. ХАМАС уже неоднократно предлагали довольно выгодные условия взамен на освобождение заложников, но всё время эти переговоры заканчивались ничем. Создаётся ощущение, что в связи с ликвидацией верхушки ХАМАС у них большая неразбериха, в том числе и в вопросе заложников. Не исключаю, что новое руководство просто не знает, где содержатся заложники, или по каким-то причинам не может их освободить. Поэтому на положительный исход встречи в Дохе рассчитывать не стоит», – полагает эксперт.
Роль США
С момента начала конфликта 7 октября Соединённые Штаты всячески демонстрировали, что они принимают участие в процессе урегулирования и всячески влияют на решения администрации Нетаньяху. Так, репортёр Reuters Фил Стюарт и корреспондент Хумейра Памук пишут, что администрация Джо Байдена сыграла ключевое значение в смягчении ответа Израиля в адрес Ирана.
«Официальные лица США опасались, что массированная атака Ирана потенциально может спровоцировать резкий и стремительный ответ Израиля, который за несколько недель до президентских выборов в США может подтолкнуть Ближний Восток к полномасштабному региональному конфликту. Поэтому американские политики делали всё возможное, чтобы не допустить этого», – говорится в статье.
Бывший заместитель директора национальной разведки США по Ближнему Востоку Джонатан Паникофф заявил агентству, что давление Штатов на Израиль было критически важным. Процесс принятия решений в еврейском государстве оказался бы совсем другим, если бы Белый дом не предпринял своевременные меры.
В комментарии для «Абзаца» эксперт Центра международного взаимодействия и сотрудничества, американист Александр Назаров заявил, что в данный момент США очень сосредоточены на грядущих выборах, а потому мониторят настроение общества.
«Правящая Демократическая партия мониторит в первую очередь свой электорат, внутри которого есть разделение на произраильских избирателей и радикальных демократов, которые занимают антиизраильские позиции. Поэтому она максимально аккуратно комментирует сейчас ближневосточный конфликт и старается балансировать между двумя вот этими позициями», – пояснил эксперт.
Он добавил, что Соединённые Штаты могут до определённой степени влиять на какие-то решения касательно военных действий Израиля. Просто потому, что Тель-Авив в значительной степени зависит от американских поставок вооружений.
«При этом я бы не сказал, что Вашингтон полностью контролирует сейчас правительство Нетаньяху. Мы сейчас видим, что многие решения, которые Израиль принимает, оказываются для США неожиданностью. Так что в чём-то Нетаньяху готов пойти на уступки, но какие-то принципиальные моменты Вашингтон не контролирует», – сказал Назаров.
Что касается возможного отстранения еврейского государства от участия в ООН, то эксперт не думает, что США пойдут на такой шаг. Да и само израильское правительство вряд ли в итоге проголосует за разрыв отношений с БАПОР.
«Долгое время Израиль и ООН были как бы связаны из-за того, какую роль организация сыграла в образовании Израиля. При этом Тель-Авив всё это время довольно успешно использовал холокост в качестве аргумента, оправдывающего его действия. Больше такое уже не пройдёт с учётом той гуманитарной катастрофы, которая сейчас наблюдается в секторе Газа», – заключил Назаров.
Ранее представители Госдепартамента США предупредили, что Израиль будет временно отстранён от участия в ООН, если кнессет примет законопроект о разрыве отношений с БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ). Данная мера со стороны еврейского государства, как отмечается, будет являться нарушением Устава ООН.