Пятеро жёстких: кто станет новым президентом Ирана
В пятницу в стране состоятся внеочередные выборы президента. «Абзац» разобрался с кандидатами и их шансами.
По итогам отбора утверждены шесть кандидатов в президенты:
- Экс-глава МВД и Минюста Мустафа Пурмохаммади
- Представитель верховного лидера в Высшем совете национальной безопасности Саид Джалили
- Спикер парламента Мохаммад Багер Галибаф
- Мэр Тегерана Алиреза Закани
- Экс-министр здравоохранения и медицинского образования Масуд Пезешкиан
- Глава Фонда помощи ветеранам Амир-Хосейн Газизаде-Хашеми.
Саид и Галибаф
Журналисты Financial Times (FT) из биографий кандидатов делают вывод, что после выборов изменений в политике Тегерана, скорее всего, не произойдёт.
«Власти не допустили до выборов видных кандидатов из крыла реформаторов. В итоговом списке остались пять сторонников жёсткой линии и один умеренный реформист Масуд Пезешкиан. При этом фаворитами считаются Галибаф и Джалили», – говорится в материале FT.
Автор американского журнала Foreign Policy Стефани Глински считает, что, скорее всего, новый президент будет проводить такую же антизападную политику, как и его предшественник.
«Независимо от того, кто заменит Раиси, ни один иранский политический деятель не готов пойти на сближение с Соединёнными Штатами. Вместо этого лидеры Ирана всё больше внимания уделяют построению связей с Россией и Китаем», – пишет Глински.
В беседе с «Абзацем» руководитель Восточного культурного Центра и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи предположила, что победит один из ярких консервативных кандидатов: Галибаф или Джалили. Галибаф популярен из-за своей независимой позиции.
«Галибаф заявлял о намерении укрепить отношения с Россией. Он считается более умеренным, чем его основной соперник Джалили, который в период президентства Ахмадинежада занимал должность замминистра иностранных дел по делам Европы и Америки», – сказала эксперт.
Эксперт напомнила, что в период работы Джалили у Ирана резко ухудшились отношения с Западом. Впрочем, в самом Иране многие это объясняют необоснованным давлением на страну.
Раванди-Фадаи заключила, что исход выборов в Иране предсказать трудно. В случае высокой явки на победу может рассчитывать даже единственный реформатор среди кандидатов Пезешкиан.
Репортёр Bloomberg Голнар Мотевалли напоминает, впрочем, что низкая явка стала одной из традиционных проблем в Иране:
«Явка на последних двух выборах достигла исторического минимума. Недовольство религиозным истеблишментом, коррупцией, суровыми законами и состоянием экономики привело к такой форме протеста среднего класса».
Что может президент
Лана Раванди-Фадаи так объяснила важность предстоящих выборов:
«Несмотря на то что президент в основном представляет страну на международной арене, внутри иранской элиты эта должность считается очень престижной».
Эксперт отметила, что именно на выступления президента, а вовсе не духовного лидера направлен фокус внимания мировых СМИ. Многие обыватели в разных странах думают, что президент – главная фигура в Иране.
«Президент может продвигать своих друзей и соратников во власть. Это можно было видеть на примере Махмуда Ахмадинежада, активно назначавшего выходцев из КСИР на влиятельные посты в правительстве и провинциях», – заключила Раванди-Фадаи.
Президент Ирана действует как заместитель верховного лидера, консультируя его и выполняя его указания. Он считается главой исполнительной ветви власти.