Ближневосточное турне Дональда Трампа: на что делает ставки президент США

Президент США Дональд Трамп выбрал страны Персидского залива для своей первой зарубежной поездки на втором сроке. Во вторник, 13 мая, он прилетел в Саудовскую Аравию, в аэропорту его лично встретил наследный принц Мухаммед бен Салман, а сегодня – прибыл в столицу Катара Доху. «Абзац» рассказывает о наиболее знаковых событиях поездки.
Ковер, самолет, царский прием
Ближневосточное турне президента США продлится несколько дней, в течение которых он посетит не только Саудовскую Аравию и Катар, но и Объединенные Арабские Эмираты. Сам Трамп высоко оценивает значение этой поездки.
«Мы запустили золотой век Америки. Золотой век Ближнего Востока может продолжаться прямо рядом с нами», – заявил он во время выступления в Эр-Рияде.
Визит Трампа и в самом деле выглядит по-царски. Так, накануне в подарок от наследного принца Саудовской Аравии глава Белого дома получил пурпурный ковер, «достойный короля». Мухаммед бен Салман также устроил республиканцу экскурсию по Ат-Таурифу на гольф-каре, которым лично управлял. CNN отмечает, что Дональд Трамп «чувствует себя как дома рядом с богатыми авторитарными лидерами».
Еще более грандиозный подарок Трампу организовал Катар. В рамках укрепления отношений между странами королевский дом решил озаботиться заменой старого самолета Air Force One на роскошный Boeing 747 стоимостью около $400 млн. «Воздушный гранд-отель» должен сменить на посту «борт номер один», который помнит еще президента Джорджа Буша – старшего.

Некоторые члены конгресса не пришли в восторг от решения президента принять такой «щедрый» подарок. В своем совместном заявлении они указали, что без их согласия «избранные должностные лица, такие как президент, не могут принимать крупные презенты от иностранных правительств». Однако же сам Трамп не видит в жесте Катара стоимостью полмиллиарда долларов ничего предосудительного:
«Мое мнение таково: почему бы мне не принять подарок? Мы делаем подарки всем остальным».
Со стороны может показаться, что это некая коррупционная схема, однако, вероятнее всего, Трампу из своего тщеславия сложно обойти стороной подобные эпатажные истории. Таким мнением в разговоре с «Абзацем» поделился научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Ибрагим Ибрагимов.
«Сложно обосновать причины администрации принять такой дорогой подарок, при этом было объявлено, что после завершения президентства Трампа самолет прейдет на баланс президентской библиотеки. Трамп вполне может выйти из ситуации, сказав: «Да, я вот такой молодец, я могу получать подобные подарки от своих партнеров и союзников». Никаких проблем у него в связи с этим не предвидится», – пояснил он, напомнив, что такое поведение было характерно для Трампа и в его прошлый президентский срок.
США больше не мировой полицейский?
Представитель Белого дома Кэролайн Ливитт объяснила поездку американского лидера следующим образом:
«Президент Трамп вернется [в регион], чтобы еще больше укрепить свои связи с гордым, процветающим и успешным Ближним Востоком, где США и страны региона поддерживают отношения сотрудничества и где экстремизм побежден, а на смену ему приходят торговля и культурный обмен».
Ее замечание о «побежденном экстремизме» стало своеобразным прологом для выступления Трампа на инвестиционном форуме в Эр-Рияде, где он заявил, что по просьбе наследного принца Саудовской Аравии отдаст приказ об отмене всех санкций в отношении Сирии. По словам американского лидера, это «станет огромным стимулом для страны, которая была разрушена более чем десятилетней гражданской войной».
Анонсированное решение вызвало продолжительные аплодисменты в зале. После него корреспондент арабского издания Al Arabiya сообщил о личной встрече Дональда Трампа с президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа, пришедшим к власти после военного переворота в декабре прошлого года, в результате которого был свергнут Башар Асад. Подобного уровня контактов не было между странами 25 лет.

Это обстоятельство заслуживает особого внимания, ведь новое сирийское правительство многократно оказывалось в центре внимания мирового сообщества из-за кровавых расправ, устраиваемых вооруженными боевиками над представителями религиозных меньшинств, в том числе христианами. По-видимому, американский лидер решил, что его подобное обстоятельство волновать не должно.
«В последние годы слишком много американских президентов было поражено представлением о том, что наша работа – заглядывать в души иностранных лидеров и использовать политику США для отправления правосудия за их грехи», – заявил Трамп.
В беседе с «Абзацем» Ибрагимов отметил, что американский президент недвусмысленно дал понять, что Штаты под его руководством открыты для выгодных сделок и не намерены задавать слишком много вопросов о соблюдении «демократических ценностей», которые так заботили его предшественника Джо Байдена.
«США, по всей видимости, действительно пошли на уступки саудитам, потому что для них сирийский вопрос является приоритетным. Саудовской Аравии важно не потерять такой актив, как Сирия, учитывая, что там усиливается турецко-катарский альянс. Именно поэтому на саудовской земле было объявлено о снятии санкций с Сирийской Республики», – добавил востоковед.
Визит американского лидера в регион в целом не носит конфронтационный характер, полагает эксперт. Подтверждением этому служит новость о том, что он передумал переименовывать Персидский залив в Арабский, чтобы не нарушать переговорный процесс с Ираном, который происходит параллельно с визитом Трампа на Ближний Восток.
Больше выгодных сделок
Однако не снятие санкций с Сирии стало главной новостью визита в Саудовскую Аравию. Повестку перебили сообщения о том, что Вашингтон и Эр-Рияд заключили более чем выгодное соглашение, по которому саудиты обязуются инвестировать в США $600 млрд.
«Мы зажигаем! Соединенные Штаты – самая жаркая страна, за исключением вашей страны», – восторженно заявил президент США.

Трамп и наследный принц также подписали крупнейшее соглашение о сотрудничестве в сфере обороны. Оружейный пакет на сумму около $142 миллиардов охватывает сделки более чем с десятком американских компаний в таких областях, как противовоздушная и противоракетная оборона, военно-воздушные силы и космос, морская безопасность и связь.
Ибрагимов уверен, что выбор Ближнего Востока для первого большого заграничного визита говорит о том, что на это направление администрация Трампа возлагает большие надежды:
«Это стратегический шаг, направленный на экономическое американское присутствие в регионе, что важно, это именно экономическое присутствие, политический фактор уходит на второй план. При этом дипломатические достижения США в регионе достаточно ограниченны. Вашингтон до сих пор не смог при своих больших усилиях прекратить войну в секторе Газа».
По мнению востоковеда, во время сегодняшних встреч в Катаре могут быть достигнуты договоренности о некоем рамочном соглашении о прекращении боевых действий в секторе Газа на будущее. Королевство стало своего рода доверенным дипломатическим инструментом для нынешней администрации Вашингтона.