Остров позорищ: как далеко зайдёт Китай на фоне провокационной риторики Тайваня
Фото © Jose Lopes Amaral / Zuma / ТАСС

Президент Тайваня Лай Циндэ в очередной раз машет красной тряпкой перед Китаем, объявляя остров независимым, грозя бороться со шпионажем и называя страну «враждебной иностранной силой». «Абзац» разбирался, как это повышает риски военной эскалации.

«Незалежный» Тайвань

Лай Циндэ в этом месяце начал широкомасштабную кампанию по радикализации острова. В своём обращении на совещании по национальной безопасности 13 марта лидер заявил, что «Тайвань является суверенной, независимой и демократической страной», определив материковый Китай как «враждебную иностранную силу».

На мероприятии был озвучен план из 17 пунктов, так называемые стратегии реагирования на пять угроз, которые включают в себя возобновление военных судов над тайваньскими военнослужащими, обвиняемыми в шпионаже, отслеживание фактически любых контактов жителей острова с Китаем, усложнение процесса получения ВНЖ для лиц, приехавших с материковой части, особый контроль за деятельностью артистов, связанных с Китаем, и многое другое.

Если коротко резюмировать «план победы» Лай Циндэ, фактически ничего из представленного там нельзя квалифицировать как демократически приемлемое.

В ответ на агрессивную риторику политика Китай направил несколько военных самолётов и кораблей к острову, предупредив, что тот «играет с огнём». Противники Лая и сторонники нормализации отношений с КНР обвинили деятеля в опасных провокациях.

Остров позорищ: как далеко зайдёт Китай на фоне провокационной риторики Тайваня
Фото © RITCHIE B. TONGO / EPA / ТАСС

В Поднебесной считают, что лидер «продаёт Тайвань ради личной выгоды». Пресс-секретарь Управления по делам Тайваня Госсовета Чэнь Биньхуа так прокомментировал риторику Тайбэя:

«Господин Лай Циндэ подстрекает «антикитайцев», обостряет конфронтацию между двумя сторонами пролива, ограничивает обмены и взаимодействия и насильно продвигает «разрыв связей», чтобы отвлечь внимание от конфликтов на острове. Мы никогда не позволим никому и никакой силе отделить Тайвань от Китая, если сепаратистские силы «независимости Тайваня» осмелятся перейти красную линию, нам придётся принять решительные меры. Настоящим мы предупреждаем администрацию Лай Циндэ: те, кто играет с огнём, обожгутся. Тот, кто забывает свои корни, никогда не будет иметь хорошего конца».

На фоне безответственной риторики Лай Циндэ совсем исключать военное противостояние между материковой частью Китая и островом нельзя, рассказал «Абзацу» заместитель директора НИУ ВШЭ и руководитель школы востоковедения факультета мировой экономики и политики Андрей Карнеев. Однако в ближайшее время это исключено.

«Действия господина Лая, мягко говоря, внушают опасения, что на каком-то этапе может действительно возникнуть необходимость серьёзных мер со стороны Пекина. Это необязательно должна быть военная операция, возможно, будет объявлена блокада вокруг острова или что-то ещё», – добавил эксперт.

Остров позорищ: как далеко зайдёт Китай на фоне провокационной риторики Тайваня
Фото © Stephen Lam / AP / ТАСС

Корнеев считает, что руководство КНР будет «до последнего» проявлять осторожность и стремиться не доводить ситуацию до военных действий.

Вся надежда на Вашингтон

Нынешнее стремление Тайваня занять более жёсткую позицию по отношению к Китаю может быть связано с надеждой, что общая политика новой администрации Белого дома и угрозы США развязать торговую войну с КНР вынудят Поднебесную ограничить ответные действия в отношении острова во избежание дальнейшей эскалации. Оппозиционная Националистическая партия Тайваня, которая выступает за связи и переговоры с материком, уже обвинила Лая в ненужном разжигании напряжённости.

«Новая вашингтонская администрация может быть причиной, хотя в трактовке позиции президента США Дональда Трампа высказываются разные оценки. Кто-то говорит, что Трамп более благосклонен к Тайбэю, кто-то, наоборот, говорит, что он требует, чтобы Тайвань «раскошелился» на свою оборону, то есть даже более жёстко подходит к администрации острова», – рассуждает политолог.

Любой вариант предусматривает, что в случае открытой провокации у Китая может остаться лишь вариант решительных действий, подчёркивает Корнеев.

Трамп и его команда заявили, что Тайвань должен резко увеличить свой оборонный бюджет до 10% от своей экономики по сравнению с текущими 2,45%. В ответ на это в прошлом месяце Лай пообещал использовать дополнительный «специальный бюджет», чтобы довести показатели до более чем 3%.

Остров позорищ: как далеко зайдёт Китай на фоне провокационной риторики Тайваня
Фото © RITCHIE B. TONGO / EPA / ТАСС

Однако это решение должно получить одобрение законодательного органа острова, где националисты и Тайваньская народная партия имеют большинство. И хотя, скорее всего, увеличение оборонных расходов будет принято, многие из 17 пунктов президента вызвали серьёзные возражения у оппозиции.

Политики-националисты заявили, что будут сопротивляться по крайней мере некоторым из предложенных Лаем идеям. По их мнению, восстановление военных судов, которые были упразднены в 2013 году из-за протестов на фоне жестокого обращения с солдатами, является серьёзным шагом назад.

В целом многие положения этого плана «борьбы» критикуют и признают «ограничивающими гражданские права людей». Администрацию президента обвиняют в предвзятости и представлении своих внутренних критиков как инструментов Китая.

Политический тупик

Политические партии острова десятилетиями спорили о том, стоит ли пытаться работать с Китаем или дистанцироваться от него. Последние выступления Лая подняли градус напряжения на новый уровень.

Провозглашение им КНР «враждебной иностранной силой», а также нагнетание атмосферы страха и враждебности в отношении материкового соседа вкупе с «планом победы из 17 пунктов» невольно провоцируют исторические параллели. Тем более что события, которые приходят на ум, отнюдь не летописные, а разворачиваются на наших глазах по сей день.

Остров позорищ: как далеко зайдёт Китай на фоне провокационной риторики Тайваня
Фото © Telegram / 148 окрема артилерійська Житомирська бригада ДШВ ЗСУ

Рассуждая о возможностях перехода к реальным боевым действиям или какой-то версии блокады острова, Карнеев считает, что в условиях, когда украинский конфликт не завершится, маловероятно, что кризис в Тихом океане скакнёт в горячую фазу. При этом маловероятно, что Россия в случае эскалации захочет становиться участницей этого обострения.

«Пекин всячески подчёркивает, что не является ни участником, ни одной из сторон украинского конфликта. Исходя из этого, думаю, что позиция России будет симметричной. Мы будем готовы поддержать морально Китай, но вряд ли последует что-то большее», – резюмировал политолог.

Возвращаясь к историческим параллелям, последний пример резкой смены позиции Вашингтона по ещё недавно «ключевому вопросу», казалось бы, должен был преподать миру хороший урок. Милость сюзерена переменчива, а провоцировать соседа, многократно превосходящего тебя по размеру территории, экономическому и военному потенциалу, – плохая идея вот уже сколько веков.

telegram
Рекомендуем