Сектор Газа на барабане: что стоит за сделкой о перемирии в анклаве
Вечером в среду, 15 января, палестинское движение ХАМАС и Израиль при посредничестве Катара, Соединённых Штатов и Египта достигли соглашения о прекращении огня и обмене пленными. «Абзац» разбирался, кто на самом деле заставил премьер-министра еврейского государства Биньямина Нетаньяху пойти на перемирие и какое будущее ждёт анклав.
Торжествующий Трамп
Переговорщики из Израиля и ХАМАС договорились о прекращении огня в Газе после более чем 15 месяцев разрушительной войны. Само перемирие вступит в силу 19 января и будет включать в себя три этапа.
Первый, в частности, продлится 42 дня. За это время предполагается установить режим прекращения огня, провести обмен пленными, а также осуществить вывод израильских войск и эвакуацию раненых палестинцев.
Гарантами выполнения соглашения на всех этапах выступили Египет, Катар и Штаты. Колумнист Bloomberg Марк Чемпион отмечает, что больше всего от заключённого перемирия выигрывает избранный президент США Дональд Трамп, который сыграл решающую роль в этом.
«Многие, кто знаком с текстом заключённого соглашения и его ранними редакциями, отмечают, что этот документ мало чем отличается от того, что прежде предлагала администрация [нынешнего американского президента Джо] Байдена. Самое главное различие состоит в том, что Трамп однозначно дал понять, что перемирие должно состояться здесь и сейчас», – говорится в материале.
В комментарии для «Абзаца» американист Малек Дудаков заявил, что Трамп сыграл ключевую роль в рамках переговоров по Газе, хоть они и закончились успехом ещё до его инаугурации. Жёсткое давление на Нетаньяху оказал именно спецпосланник республиканца на Ближнем Востоке Стив Уиткофф, который неоднократно посещал Израиль, Катар и Египет.
«Для Нетаньяху это не самый позитивный сценарий, его большая коалиция может развалиться из-за этого. Израильские правые называют это перемирие поражением Израиля, так как не удалось добиться полного уничтожения ХАМАС. Очевидно, что во время перемирия ХАМАС будет набирать силы», – добавил политолог.
Израильский премьер понимает, что портить отношения с Трампом с самого начала – это не то, чего бы хотелось Тель-Авиву. С Байденом была другая ситуация, потому что он давно уже являлся «хромой уткой», которую можно было и не слушать, считает американист.
«Для Соединённых Штатов и Трампа заключение перемирия на Ближнем Востоке – это победа. За Трампа проголосовало очень много избирателей мусульман в колеблющихся штатах типа Мичигана, которые как раз выступали за перемирие и требовали от него заключения этой сделки. Так что он фактически выполняет свои предвыборные обещания», – отметил Дудаков.
В беседе с «Абзацем» политолог-международник, востоковед Елена Супонина подтвердила, что заключённое соглашение – это тактическая победа будущего хозяина Белого дома.
«Тактической эта победа является потому, что на самом деле американцы не задумываются о полном мирном разрешении конфликта в Газе. Штаты действуют в своём духе: они принимают решения, которые были бы выгодны исключительно им самим в краткосрочной перспективе, а вот о долгосрочном будущем они подумают позже», – добавила спикер.
При этом переговорный процесс по Газе стал одним из редких примеров того, как уходящая и следующая администрации Штатов работали совместно. Для американцев в данном случае важнее всего было заключить перемирие, и немаловажную роль в этом сыграл Уиткофф.
«Я так понимаю, что Нетаньяху согласился на этот договор только после того, как с ним весьма жёстко поговорили Трамп и его представители. Если сделка сорвётся по вине израильской стороны, то возможны и политические последствия для самого израильского премьер-министра. Думаю, что Штаты способны их ему устроить», – сказала Супонина.
Что дальше
Больше всего мировую общественность беспокоит вопрос, продолжатся ли военные действия после вступления перемирия в силу. Журналисты американской газеты The New York Times полагают, что да.
«Сотрудники службы экстренного реагирования гражданской обороны Газы сообщили о нападениях в четверг уже после известий о соглашении. В результате израильской бомбардировки в городе Газа погибли пять человек», – говорится в материале.
Дудаков заявил, что будущее соглашения во многом будет зависеть от повестки следующего президента Соединённых Штатов:
«Тут множество факторов. Во-первых, удастся ли Трампу вернуться к Авраамовым соглашениям 2020 года и возобновить процесс нормализации отношений Израиля с арабским миром. Во-вторых, очень важны и будущие отношения Штатов с Ираном».
В команде Трампа есть как жёсткие антииранские ястребы вроде будущего госсекретаря Марко Рубио, так и противники эскалации с исламской республикой. Последние учитывают общую усталость американского общества от милитаристской повестки, отметил эксперт.
«Перемирие очень важно в первую очередь для обычных мирных жителей, которые получат гуманитарную помощь, возможность выехать из зоны поражения. И, самое главное, будет произведён обмен заложниками», – добавила Супонина.
Пока говорить о полном разрешении конфликта очень рано, считает политолог. Даже после объявления о достижении договорённостей Израиль продолжал военные действия на отдельных участках фронта в Газе.
Напомним, что Катар передал Израилю и ХАМАС окончательный проект сделки по прекращению огня ещё 13 января. Спустя два дня, 15 января, палестинское движение одобрило его.