НХЛ не нужно: почему Ярмарка юниоров не приживётся в КХЛ
Континентальная хоккейная лига (КХЛ) решила возобновить Ярмарку юниоров, однако Федерация хоккея России (ФХР) выступила против этого. Нужен ли нам аналог драфта Национальной хоккейной лиги (НХЛ), читайте в материале «Абзаца».
Ярмарка юниоров стала яблоком раздора между двумя главными хоккейными организациями России. КХЛ создала рабочую группу по вопросам возрождения аналога драфта НХЛ, ФХР против этого.
В заявлении лиги отмечается, что «данный институт должен помогать клубам получать качественных молодых хоккеистов, а самим игрокам – игровую практику в системе клубов КХЛ».
А в ведомстве Владислава Третьяка уверяют: предыдущий опыт проведения Ярмарки КХЛ показывает, что эта процедура копирует североамериканский драфт, существующий более 60 лет в системе спорта США и Канады, и «разрушает созданную систему отечественного хоккея».
Напомним, что драфт КХЛ (первоначальное название) появился в 2009 году. В 2015-м его переименовали в Ярмарку юниоров, которая просуществовала до 2016 года.
Клубы получали право заключать контракты с воспитанниками. На ярмарку выходили игроки без контракта с командой. В 2017 году процедура была исключена из регламента.
Первым, кого выбрали на ярмарке под общим первым номером, был экс-игрок СКА Михаил Пашнин, находящийся сейчас без клуба. Его тогда задрафтовал ЦСКА.
Также в разные годы первыми номерами становились ныне игрок «Ак Барса» Дмитрий Яшкин («Сибирь», 2010 год), трёхкратный обладатель Кубка Гагарина, экс-игрок сборной, свободный агент Антон Слепышев (новокузнецкий «Металлург», 2011) и форвард клуба НХЛ «Миннесота Уайлд» Кирилл Капризов (также новокузнецкий «Металлург», 2014).
Система драфта в России тогда не прижилась – и возобновлять её вряд ли стоит. Есть опасения, что она снова превратится в то, когда командам разрешали защищать воспитанников от выбора других команд.
Менеджеры просто приходили посмотреть на талантливых игроков, но взять приглянувшегося хоккеиста не могли. Большие клубы с сильными школами противились расставанию не только с выращенными игроками, но и теми, которых вежливо отобрали у конкурентов.
Ярмарка у нас работать не будет из-за того, что подготовка профессионального хоккеиста в России в корне отличается от североамериканской. Хоккейные школы США и Канады являются частными, их доход основывается на оплате родителей за обучение своих детей.
В России же подавляющее их большинство функционирует благодаря региональным, муниципальным бюджетам, средствам спонсоров. Доведение юниора до профессионального контракта осуществляется на деньги школы или хоккейного клуба.
В этом будет самая большая проблема. Ни одна школа, имеющая вертикаль с командой КХЛ, которая кормит, одевает и тренирует юниора, не захочет, чтобы потом его воспитанника забрал другой клуб.
Зачем тогда в него вкладывать? А если юниор не захочет ехать в другой город, то куда он в итоге отправится? Правильно, в НХЛ. Выбор игрока против его воли, как отметили в ФХР, может поспособствовать отъезду за границу.
Есть ещё одна проблема. Клубы должны получать компенсацию за ведение игрока, так как они тратят финансы на его развитие.
Кроме того, если можно будет бронировать игроков только из своих академий, то ярмарка ничего в глобальном смысле не даст. Смогут ли забрать клубы КХЛ членов команд Молодёжной хоккейной лиги и Высшей хоккейной лиги? Или это коснётся только прав на хоккеистов из структур, которые не относятся к клубам КХЛ?
Но тогда и уровень игроков будет не сказать чтобы высоким, потому что самых талантливых забирают в центры в юном возрасте. Можно ли будет выбирать молодых иностранных хоккеистов? Или только россиян? Вопросов много.
Вообще, решение КХЛ возобновить драфт идёт вразрез с позицией президента страны Владимира Путина по противодействию оттоку молодых игроков. Ранее он поручил Третьяку и Минспорту разобраться с «дельцами» от хоккея, которые тащат за границу юные таланты.
Однако есть и плюс в пользу драфта. Решение КХЛ понятно. Она намерена создать конкурентную среду, чтобы молодые таланты оставались в стране и им как можно раньше предоставлялся шанс на самом высоком уровне.
Помимо того, ярмарка избавит богатые клубы от профицита юных талантов и поможет менеджерам не самых зажиточных команд строить конкурентные проекты.
Драфт – серьёзная тема, обсудить которую должны все заинтересованные стороны. Создание рабочей группы ещё не означает, что решение принято.
Нужно взвесить все за и против. ФХР должна помочь КХЛ проработать вопрос и предложить свою модель видения, чтобы не было сильного оттока игроков. Как заявлял Путин, «у нас свободная страна и человек делает свой выбор»:
«И мы не должны этому мешать. Но ясно и то, что это бизнес. Бизнес не всегда отрегулированный и благородный», – сказал президент.
Необязательно полностью копировать модель НХЛ, можно взять её за основу и адаптировать под наши условия. Пора развиваться – будущее за молодёжью.
Ранее министр спорта России Михаил Дегтярёв предложил Азербайджану присоединиться к КХЛ.