Показал язык: как Черчесов угодил в скандал в Казахстане
Главным тренером сборной Казахстана по футболу Станиславом Черчесовым недовольны депутаты и Минспорт республики. Чем провинился экс-наставник национальной команды России, читайте в материале «Абзаца».
После двух лет в венгерском «Ференцвароше» Станислав Черчесов вернулся в международный футбол. Летом 2024-го он сменил Магомеда Адиева на посту главного тренера сборной Казахстана, а потом что-то пошло не так.
Черчесов известен своей манерой подшучивать над журналистами и острить на неудобные темы. На первой же пресс-конференции в качестве наставника один из местных журналистов задал ему вопрос по-казахски, но тренер колко парировал:
«Почему ты так ко мне обращаешься? По-осетински можно тебе отвечать?»
Шутку общественность не поняла и потребовала от него как минимум уважать язык той страны, в которой он находится и зарабатывает деньги. Черчесов попытался немного сгладить углы, заявив, что начал изучать казахский.
С этой целью Казахстанская федерация футбола (КФФ) даже наняла ему репетитора. Но уже несколько подпорченный кредит доверия стал улетучиваться всё быстрее.
На некоторые выходки Черчесова футбольные власти страны закрыли бы глаза, если бы Станислав Саламович приносил результат. Но и тут всё печально.
В Лиге наций лиги B группы 3 он потерпел три поражения подряд с общим счётом 0:8. Казахи дважды проиграли Словении (0:1, 0:3), уступили Австрии (0:4), по нулям сыграли с Норвегией.
Как итог – последнее место в турнирной таблице. На фоне поражений Черчесов снова поплыл. Журналист Бегасыл Сейтханов, одетый в футболку французского ПСЖ, на пресс-конференции после игры со Словенией задал ему вопрос на казахском.
«Ты сейчас по‑французски со мной говоришь?» – ответил тренер.
Казалось, что первый инцидент был исчерпан, но у Черчесова на этот счёт оказалось своё мнение. Министерство спорта и туризма Казахстана тут же потребовало разъяснений от КФФ по поводу его высказываний.
В заявлении ведомства отмечается, что государственный язык, в соответствии с конституцией страны и законом «О языках», имеет особый статус и все граждане обязаны проявлять к нему должное уважение. В Минспорте подчеркнули, что тренер, «предположительно, допустил высказывания, оскорбляющие казахский».
Реплику Черчесова не оценили и в мажилисе парламента республики. Депутаты отметили, что играть на чувствах казахстанцев, которые дорожат независимостью и суверенитетом, – это как минимум некрасиво.
Кроме того, там заявили, что «ему недолго осталось» на посту. Наставнику сборной в итоге выписали штраф в размере 738 400 тенге (чуть менее 147 тыс. рублей). В КФФ заявили, что «юмор Черчесова, конечно, выходит за рамки», но ему объяснили актуальность и приоритет государственного языка.
С одной стороны, ему не нужно было посягать на казахский. Да и не время так шутить, учитывая, что сборная проигрывает всем соперникам.
Но и винить «усы надежды» за его поведение не хочется. Журналист, задававший вопрос в футболке ПСЖ и знающий русский язык, мог пойти и на провокацию.
К тому же пресс-атташе команды, помня о предыдущем инциденте, почему-то не посадил рядом переводчика. Но, как утверждает Сейтханов, тот на мероприятии присутствовал.
Тогда возникает вопрос, почему он не подключился? Черчесов всё же приехал заниматься не изучением иностранного языка, его позвали в Казахстан за другим.
КФФ своим штрафом вынесла тренеру, можно сказать, последнее китайское предупреждение. Пока у него карт-бланш, так как федерация делает ставку больше на отбор на ЧМ-2026, а не на Лигу наций.
Если придёт результат, то ему наверняка простят подобные шутки. Однако «стендап» Станислава Саламовича в условиях голевой засухи приведёт к закономерному исходу.