Драма Квинси: почему лидер «Спартака» Промес может всю оставшуюся жизнь провести в России
Футболист Квинси Промес приговорён к шести годам тюрьмы и объявлен в международный розыск, но московский «Спартак» упорно делает вид, что он не преступник. Стоит ли красно-белым расторгнуть контракт с лидером команды, почему его не экстрадировали со сборов в ОАЭ и почему Россия не обязана выдавать Промеса – в материале «Абзаца».
Суд Амстердама вынес постановление об аресте футболиста «Спартака» Квинси Промеса по делу о контрабанде 1370 кг кокаина и приговорил его заочно к шести годам тюрьмы, а прокуратура Нидерландов объявила его в международный розыск. Теперь нападающего «народной команды» арестуют правоохранительные органы, как только он окажется в стране Евросоюза или любом государстве, с которым у Нидерландов заключено взаимное соглашение об экстрадиции.
Стоит ли «Спартаку» разрывать контракт?
Если исходить из практических интересов клуба и огромного вклада Промеса, то «Спартаку» невыгодно разрывать соглашение с футболистом. Голландец отдаёт всего себя и всё своё сердце игре за москвичей уже много лет (в 2014–2018 годах и с 2021-го по настоящее время). Не нужно забывать, что он первый легионер, забивший за москвичей больше ста голов, чемпион России и обладатель Кубка страны (в котором забил победный мяч) и Суперкубка. Он два раза приходил в «Спартак», и в его успех во втором случае никто не верил. Но Квинси снова стал лучшим. Так что с этой точки зрения «Спартак» должен делать всё, чтобы его защитить.
К тому же расторгнуть контракт сейчас не получится. Игрок ещё не осуждён, и необходимо дождаться итогов апелляции, которая может затянуться и до 2025 года, когда у футболиста уже закончится контракт. В этом случае соглашение, скорее всего, не продлят.
Другой вопрос, что «Спартак» почему-то замалчивает преступления Промеса, ссылаясь на всякие апелляции. Это происходит не первый раз. Хотя любому здравомыслящему человеку понятно, что Промес – преступник, который должен сидеть в тюрьме. Он виновен.
Почему Промеса пока не экстрадировали со сборов
О решении суда московский «Спартак» и Промес узнали на сборах в ОАЭ, где москвичи проводили подготовку ко второй части сезона в Российской премьер-лиге (РПЛ). И все были уверены, что вот-вот за голландцем придёт полиция, так как между Нидерландами и ОАЭ действует соглашение об экстрадиции. Каждая сторона по запросу обязуется выдать другой любого человека, разыскиваемого по уголовному делу или уже приговорённого к лишению свободы на срок не менее одного года.
Однако голландские правоохранители после решения суда не подавали запрос на экстрадицию. Теперь же футболист объявлен в международный розыск. В Эмиратах на такие случаи регулярно проводятся совместные операции местных правоохранителей с ФБР и Европолом (штаб-квартира в Гааге). Обвинительный приговор за наркотики – это намного серьёзнее, чем нападение на двоюродного брата, за которое Промес получил ранее другой срок – 18 месяцев.
Нидерланды уже приняли меры для экстрадиции футболиста, который, вероятно, ещё находится вместе с командой в ОАЭ. «Спартак» ничего об этом пока не сообщает. Если Промес по-прежнему на сборах, то его могут арестовать, забрать паспорт и обязать не покидать Дубай. Однако не исключен вариант, что Квинси опередил правоохранителей и улетел из ОАЭ по совету юристов в Россию.
Россия не обязана выдавать Промеса
Между Россией и Нидерландами нет соглашения об экстрадиции, но работает общая международная конвенция. Как ранее заявлял «Абзацу» спортивный юрист Сергей Алексеев, Промес может быть выдан и с территории РФ.
«Теоретически он может быть выдан и с территории РФ, если будет запрос в Генеральную прокуратуру РФ со стороны правоохранителей Нидерландов или МИД», – заявлял Алексеев.
Экстрадиция предполагает принцип взаимности: Россия может выдать гражданина иностранному государству при условии, что в аналогичной ситуации такое государство также выдаст преступника.
Одним из аргументов отказа РФ выдать Промеса может стать российское гражданство. Однако в марте 2023 года Минспорта отказалось помогать «Спартаку» в получении российского гражданства для футболиста.
Что говорят спортивные правила
В регламенте Российского футбольного союза (РФС), так же как и в аналогичных документах Международной федерации футбола и Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), не прописано наказание за уголовный срок. Поэтому Промес может спокойно играть в РПЛ. Международные организации также не способны повлиять на его контракт с клубом, несмотря на два приговора.
А вот то, что «Спартак» молчит, не делает ему чести. Промес – уголовный преступник, и он играет у нас не потому, что любит Россию и российские деньги, а из-за того, что скрывается от нидерландского правосудия в нашей стране.
Дело Промеса будет тянуться неприятным шлейфом за «Спартаком» и может сказаться на спортивных результатах. Самому Квинси стоит задуматься о том, что всю оставшуюся жизнь ему придётся провести в России.
Помимо стран ЕС у Нидерландов двусторонние соглашения об экстрадиции имеются со следующими государствами:
- Аргентина
- Австралия
- Багамы
- Канада
- Индия
- Япония (только юридическая помощь)
- Кения
- Либерия
- Малави
- Марокко (только юридическая помощь)
- Мексика
- Монако
- Новая Зеландия
- Пакистан
- Сан-Марино
- Суринам
- Танзания
- Уганда
- США
- ОАЭ
- Тринидад и Тобаго.
Ещё ряд стран могут выдавать преступников в рамках Европейской конвенции об экстрадиции без соглашения с Нидерландами – это Грузия, Сербия, Израиль, Южная Корея, ЮАР.