рубрики

Почему соратник Пьера де Кубертена генерал Алексей Бутовский в 1900 году разочаровался в МОК
Фото © cadethistory.ru

Во время форума «Россия – спортивная держава» Владимир Путин, комментируя санкции в отношении российских атлетов, напомнил, что наша страна в лице генерала Алексея Бутовского стояла у истоков олимпийского движения. Историк спорта рассказал «Абзацу», почему он быстро разочаровался в олимпийском движении и покинул созданный при его участии МОК.    

Военный педагог генерал Русской имперской армии Алексей Бутовский – очень известная личность не только в российском, но и в мировом спорте. В 1880-е и 1890-е годы по заданию военного ведомства Российской империи он неоднократно выезжал в Европу, где изучал преподавание гимнастических дисциплин в учебных заведениях, что позволило ему получить достаточно широкое представление об организации и содержании проводимой в этих странах работы в области физического образования.

В 1888 году Бутовский был назначен членом комиссии при министерстве просвещения для разработки вопроса о преподавании военной гимнастики в гражданских учебных заведениях, а в феврале 1890 года он организовал летние курсы по подготовке специалистов в области физического образования и начал читать лекции по истории, теории и методике физического воспитания.

В 1892 году генерал Бутовский во время своего пребывания во Франции познакомился с бароном Пьером де Кубертеном. В те годы тот вместе с Жюлем Симоном возглавлял «Союз спортивных обществ Франции», а Бутовскому было очень интересно ближе познакомиться со взглядами местных атлетов на спорт.

Русский генерал привлёк внимание Кубертена как весьма опытный специалист в сферах теории и практики физического воспитания и спорта, хорошо знакомый с их историей от Древней Греции вплоть до XVIII–XIX веков. Кубертен и Бутовский поддержали друг друга в идее возрождения Олимпийских игр.

Через два года, в 1894 году, Бутовский оказался в числе приглашённых на Международный атлетический конгресс, который стал важной вехой в истории современного олимпийского движения. Кандидатура генерала была внесена в список первых 13 членов конгресса (который впоследствии стал МОК), и 23 июня 1894 года, когда оглашался первый состав исполкома МОК, четвёртой фамилией Пьер де Кубертен (после грека Деметриуса Бикеласа, своего соотечественника Эрнеста Калло и своей) указал: «генерал Бутовский для России». Однако в 1900 году Бутовский ушёл из недавно созданного Комитета.

Президент Клуба истории и статистики спорта Александр Любимов в интервью «Абзацу» объяснил, почему генерал мог покинуть МОК.

Почему соратник Пьера де Кубертена генерал Алексей Бутовский в 1900 году разочаровался в МОК
Фото © ТАСС / Владимир Гердо

– Какими мотивам мог руководствоваться Бутовский, покидая Международный олимпийский комитет?

– Вполне вероятно, что Бутовский немного разочаровался в международном олимпийском движении. Потому что если первые Олимпийские игры в Афинах в 1896 году были комплексными соревнованиями, то в 1900 и 1904 годах Олимпиада проходила в рамках Всемирной выставки в Париже и США соответственно. Это было сделано по финансовым причинам – не могли найти деньги на проведение отдельной Олимпиады вне выставки.

Бутовского можно понять, потому что в 1900 году на Олимпиаде в Париже дошло до смешного, там можно было прийти и сказать, что мы хотим провести соревнования, например по перетягиванию каната, в которых будет участвовать не команда, а один человек. И до сих пор непонятно: в некоторых видах спорта там были олимпийские соревнования, или соревнования в рамках выставки, или просто открытые соревнования для всех желающих.

Возможно, это послужило фактом для Бутовского выйти из МОК. Возможно, он также не захотел представлять Комитет потому, что в России не желали планомерно вводить физическое воспитание как в военных учебных заведениях, так и в простых.

– А какая связь между физическим воспитанием в России и членством в МОК?

– В 1898 году Бутовский информировал Кубертена о попытках создания Российского олимпийского комитета.

Он как член МОК от России попытался создать олимпийский комитет, но, к великому сожалению, ему это не удалось, он не нашёл серьёзных союзников. Олимпийской комитет России при его активной деятельности не был создан.

Он был создан значительно позже – в 1912 году – и назывался Российским национальным олимпийским комитетом. Бутовский очень сильно пропагандировал проведение Олимпиады в России. Он вообще пытался популяризировать физические упражнения в разных направлениях, но, к сожалению, не нашёл союзников.

Почему соратник Пьера де Кубертена генерал Алексей Бутовский в 1900 году разочаровался в МОК
Фото © sport-in-kazan.ru / Международный Атлетический конгресс

– Нет данных, по какой причине ему не удалось никого найти?

– Возможно, потому, что в России люди были увлечены не комплексными видами спорта, а какими-то отдельными.

Чем уникален был Бутовский? Он интересовался не одним видом, а разными. У нас есть, предположим, фигурист Николай Панин-Коломенкин (олимпийский чемпион 1908 года в дисциплине «специальные фигуры» и шестикратный чемпион России (1901–1905, 1907) по фигурному катанию – прим.), который ещё до того как стать фигуристом, был известен в первую очередь в конце XIX века как тренер по велосипедному спорту. Он тренировал Михаила Дьякова, который стал первым призёром Олимпиады среди велосипедистов от нашей страны в 1896 году.

Был ещё Александр Паншин, который стал неофициальным чемпионом мира по конькобежному спорту в 1890 году. Но тогда были драконовские правила: нужно было выиграть шесть забегов из шести, а он выиграл пять, в шестом прибежал вторым и не стал победителем.

Был ещё Владислав Краевский, который культивировал поднятие тяжестей. Все эти люди максимум занимались одним-двумя видами спорта и не понимали, что в конце концов появятся соревнования комплексные. Об этом много писал и говорил Бутовский в России, но, к сожалению, его не услышали.

– Что конкретно Бутовский привнёс в международное олимпийское движение?

– Он поддерживал Кубертена и всех, кто входил в МОК в то время.

– То есть роль Бутовского сводилась к тому, что он поддерживал, развивал и ничего не предлагал?

– Раз Кубертен назвал фамилию Бутовского четвёртой, а тогда четвёртый человек в списке – это очень важное для международного олимпийского движения лицо и для всего спорта, то, видимо, Бутовский что-то предлагал.

Он точно не мог не предлагать. По крайней мере, я точно знаю, что никаких серьёзных споров у Бутовского по проведению Олимпиад или каким-то другим моментам не было. Вряд ли он был пассивным участником.

Кстати, в этом списке из тринадцати человек на первом месте был грек Бикелас, а Кубертен вообще значился третьим. Но это было сделано не просто так. Бикелас несколько лет потом был президентом МОК и формально являлся директором первой Олимпиады в Афинах. Но это было сделано исключительно для того, чтобы провести первые Игры в Греции.

Несомненно, на тот период самый большой вклад в развитие МОК сделал Пьер де Кубертен, потому что у него была фантастическая способность – он писал около двухсот писем в день руководителям стран, королям, бизнесменам и очень богатым людям, чтобы они заинтересовались международным олимпийским движением и чтобы можно было в конце концов провести первые Олимпийские игры в Афинах.

telegram
Рекомендуем