Почему государство не должно финансировать российский спорт
Президент России Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, призвал бизнес помочь российскому спорту. Внемлют ли призыву Путина – разбирался «Абзац».
Футбол – игра миллионов. В России его тоже любят. Пусть Российская премьер-лига (РПЛ) не сравнится с английской или испанской Примерой, с итальянской Серией А или с французской Лигой 1, пусть у нас бывают наискучнейшие матчи, но другого чемпионата у нас нет. Так же как нет у нас почти и частного финансирования клубов, хотя во всём мире профессиональный спорт существует за счёт бизнеса.
Сколько в РПЛ частных клубов
«Лукойл» («Спартак»), «Газпром» («Зенит»), РЖД («Локомотив»), ВТБ («Динамо»), ВЭБ (ЦСКА) и другие государственные компании имеют собственные команды в Российской премьер-лиге. Эти компании тратят по несколько миллиардов рублей каждый год на содержание своих команд.
Главная польза, которую клубы приносят своим владельцам, – названия компаний на футболках игроков и другая реклама. Источником дохода ни одна команда для владельцев не является. В России владение клубом – это скорее возможность коммуникации, чем способ заработка.
Среди 16 клубов РПЛ только пять частных: «Краснодар» Сергея Галицкого, подмосковные «Химки», частным инвестором которого является Туфан Садыгов, «Ростов» Арташеса Арутюнянца, президента клуба и владельца компании «Лернако», «Сочи» Бориса Ротенберга и московский «Торпедо», принадлежащий концерну «Россиум» банкира Романа Авдеева.
Между тем в низших футбольных дивизионах России всё чаще появляются частные проекты. Московский ФК «Велес» организовался благодаря инвестиционной компании «Велес Капитал», владельцем которой является Евгений Шиленков.
В Тольятти в 2018 году директором металлургической компании «Акрон Холдинг» Павлом Морозовым был создан «Акрон», а в Северной Осетии в 2019-м силами семьи предпринимателей Гуриевых, занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых, возрождена «Алания». Клуб из Осетии претендует на выход в Российскую премьер-лигу.
Владельцем футбольного клуба «Родина» является бизнесмен Сергей Ломакин, который владеет ещё латвийской «Ригой» и кипрским «Пафосом». Титульным инвестором «Черноморца» из Новороссийска стала Группа компаний «Дело», главой которой является Сергей Шишкарев. Он же возглавляет Федерацию гандбола России.
В 2020 году два частных клуба – «Долгопрудный» из одноимённого города и «Олимп» из Химок – объединились в один под названием «Олимп-Долгопрудный». Владельцами клуба являются две строительные компании: «Долгопрудненская строительная компания» и «Звенигородская ДСК».
От кого больше пользы
Приносят ли частные инвестиции клубам больший успех, чем госфинансирование? Если сравнивать по количеству завоёванных титулов в Европе, где были и частные инвесторы, и государственное финансирование, то с небольшим перевесом выигрывает второй вариант.
«Газпромовский» «Зенит» – победитель Кубка УЕФА и Суперкубка УЕФА. ЦСКА, владельцем которого был Евгений Гинер, – обладатель Кубка УЕФА. Собственно, эти два клуба и прославили российский футбол на международной арене.
А как там «народная команда» «Спартак», владельцем которой до недавнего времени был Леонид Федун? Лучший результат был показан в 2004 году, когда команда дошла до четвертьфинала Кубка Интертото. Да, ещё были полуфиналы в Кубке УЕФА и Кубке обладателей Кубков, но то были 1990-е годы. Мы же ведём отсчёт с начала 2000-х годов, когда частный бизнес уже прочно зашёл в российский футбол.
Так прав ли президент России, призывая бизнес поддержать российский спорт? Безусловно. Более того, это сейчас особенно актуально. Такое мнение в беседе с «Абзацем» высказал председатель комитета Госдумы по физической культуре и спорту Дмитрий Свищёв:
«Привлечение частного бизнеса сейчас актуально, но для этого мы должны создать все условия. Сейчас работают несколько механизмов поощрения частных инвестиций в спорт. Это прежде всего механизмы государственно-частного партнёрства, где выделяются субсидии. Второе – это создание условий налогового освобождения, льготная процентная ставка. Здесь, конечно, большое поле деятельности для раздумий нашим законодателям: Минфину, Минэкономразвития, Минспорта и правительству РФ».
Он отметил, что для инвесторов вложение в спорт может быть не самом прибыльным и привлекательным делом, но для людей, которые любят спорт, это возможность заниматься бизнесом с уверенностью, что деньги вернутся.
Может, лучше отдать финансирование клубов всё же государству? Сегодня бизнесмен есть, а завтра его нет, в итоге клуб исчезает с футбольной карты России. Свищёв уверяет, что этого делать не нужно.
«Спорт – это прежде всего некоммерческие общественные организации. Как их отдать можно государству? Мы уже с вами проходили, когда было государственное управление спортом. Сейчас не те времена. Если мы говорим с вами о развитии профессионального спорта, детско-юношеского и студенческого, то, конечно, спортом должны управлять профессионалы: федерации по видам спорта, клубы, спортивные общества. У государства – развитие детско-юношеского спорта и олимпийские сборные команды», – пояснил депутат.
Как итог – будущее, похоже, всё-таки за частным финансированием.