Ушла эпоха: каким был легендарный фигурист Александр Горшков
Спортивный «Абзац» рассказывает про путь фигуриста Александра Горшкова, который умер сегодня в возрасте 76 лет.
Сегодня от инфаркта миокарда скончался легендарный российский фигурист, глава Федерации фигурного катания на коньках Александр Горшков. Когда к нему приехала скорая, он находился в предобморочном состоянии. Его доставили в больницу с острым инфарктом миокарда и поместили в реанимацию.
Легендарный советский биатлонист Александр Тихонов в беседе с «Абзацем» выразил свои соболезнования и рассказал о недавней встрече с Горшковым:
«Это был мой друг. Я не могу поверить, что Саши уже нет. Я с ним буквально позавчера парковался на парковке Олимпийского. Ушла целая эпоха. Я по сей день помню их феноменальные выступления с Людмилой Пахомовой. Это была уникальная и неповторимая пара. Мила ушла первая, и очень рано. Очень жаль. Я по сей день дружу, переписываюсь и созваниваюсь с Еленой Чайковской, легендарным тренером этой пары. Она всё ещё председатель тренерского совета фигурного катания. Они все – гении и большая эпоха нашего спорта: Тамара Москвина, Игорь Москвин, Татьяна Тарасова и Станислав Жук. Это всё фигурное катание и легенды мирового спорта. Это была самая сильная школа фигурного катания. Выражаю свои соболезнования родным и близким Александра Горшкова».
Великий фигурист
Александр Горшков выступал в парном разряде с легендарной фигуристкой Людмилой Пахомовой. Их пара не только выиграла все соревнования, но и своим катанием произвела революцию в своём виде спорта.
Они демонстрировали безупречное и эстетичное катание, которое радовало миллионы поклонников по всему миру. Эта красивая пара открыла много различных элементов, стала примером для других фигуристов, а также высоко подняла планку во всём фигурном катании.
Пара ещё в 1976 году навечно вписала свои имена в историю фигурного катания. Именно Горшков и Пахомова стали первыми в истории Олимпиады чемпионами на льду, выиграв золотую медаль на Играх в Инсбруке. Затем они вместе ещё шесть раз брали чемпионаты мира и Европы. Программу легендарной российской пары многие российские и международные дуэты в своих выступлениях до сих пор берут за основу.
Людмила Пахомова умерла из-за лимфомы Ходжкина в возрасте 39 лет. Горшков всю свою карьеру продолжал чтить память о своей безупречной партнёрше. В 2000 году в Москве открылся региональный благотворительный общественный фонд «Искусство и спорт» имени Людмилы Пахомовой, президентом которого являлся сам Горшков.
Про эту пару говорил весь Советский Союз, про них снимали фильмы, писали книги, публиковались многочисленные статьи, а их фотографии были везде. Именно благодаря их таланту Международный олимпийский комитет включил в программу Олимпиад танцы на льду.
Горшков мог умереть в самом расцвете сил
Всего этого могло и не быть. После золота на предолимпийском чемпионате мира 1975 года 29-летний Александр Горшков висел на волоске от смерти. Как выяснилось позже, у него случился пневмоторакс, но тогда врачи долго не могли диагностировать заболевание и оказать правильную помощь спортсмену.
Это случилось по пути из Копенгагена в Москву. Горшков сначала почувствовал сильные боли в спине, а в автобусе, который встречал всю делегацию в аэропорту Шереметьево, ему стало настолько плохо, что он не мог сидеть и повис на поручне, пока его не осмотрели. Врачи не понимали, в чём проблема, и ещё долго утверждали, что это невралгия.
Тогда окружение Горшкова и Федерация спорта начали сами искать врачей и так вышли на диагноста Владимира Сыркина, который лечил самого Брежнева. Врач прослушал Горшкова, прошёл всю грудную клетку и вынес вердикт.
«У него сердце ушло на пять сантиметров вправо, а в лёгких какая-то жидкость». Какая именно и сколько её – даже этот чудо-врач не мог определить без специального оборудования. Только сообщил, что спасти Сашу может единственный специалист – Михаил Израилевич Перельман», – вспоминает тренер Елена Чайковская в своей книге «Конек Чайковской. Обратная сторона медалей».
Найти выход на профессора помог один важный министр. Он же уговорил врача прервать свой отпуск и вылететь в Москву, где нашли операционную в больнице РЖД. Перельман сделал на то время очень редкую операцию и помог поставить Горшкова на ноги. Из его лёгкого откачали больше двух литров крови.
После этого врачи рекомендовали Горшкову на долгое время забыть про фигурное катание. Но впереди была Олимпиада в Австрии. Никто и подумать не мог, что Горшков в скором времени встанет на коньки, но он это сделал. Уже через две недели он был на льду и вовсю готовился к показательным выступлениям в американском городе Колорадо.
«Я должен был устоять. Продержаться. И устоял – в тумане, когда хрип рвётся из горла, а ты его сдерживаешь, чтобы, не дай Бог, кто-нибудь не услышал. Мила слышала. Чайковская слышала. За кулисами она приготовила кислородную подушку, и я мог после каждого выхода на лёд отдышаться», – вспоминал Горшков в книге Чайковской.
Горшков понимал, что в верхах очень нужна была эта золотая медаль на австрийской Олимпиаде 1976 года. Советский Союз не мог отдать эту медаль кому-либо другому, тем более когда эта пара до этого побеждала всех своих соперников.
В итоге Людмила Пахомова и Александр Горшков не имели себе равных в Инсбруке. Отрыв от ближайших преследователей был более чем убедительным. Судьи поставили за оригинальный и произвольный танцы рекордные 5,9/6,0. Таким образом, первое олимпийское золото в спортивных танцах на льду отправилось именно в Москву. Они вернулись настоящими героями, их приветствовал весь Союз.
Сильный руководитель
После завершения спортивной карьеры Александр Горшков с 1977 по 1992 год работал государственным тренером по фигурному катанию на коньках Госкомспорта СССР, а с 1992 года возглавлял Управление международных связей Олимпийского комитета России (ОКР). С 2010 года и по сегодняшний день он являлся бессменным руководителем российской Федерации фигурного катания на коньках.
Также Горшков с 2001 года являлся членом исполкома Олимпийского комитета России, а в период с 1998 по 2010 год был председателем технического комитета по танцам на льду Международного союза конькобежцев. За его плечами – огромная и кропотливая работа, которая привела к многочисленным победам и достижениям во всём российском фигурном катании, а также популяризации данного вида спорта в стране.
Редакция «Абзаца» выражает глубокие соболезнования родным и близким Александра Георгиевича.