Сага с допинг-интригой продолжается. Что происходит с делом фигуристки Камилы Валиевой
Всё серьёзно. Теперь дело передали в Международный спортивный арбитражный суд
Спортивный «Абзац» рассказывает про затянувшийся допинг-скандал с 16-летней российской фигуристкой Камилой Валиевой.
Что случилось
Вчера стало известно, что дело российской фигуристки Камилы Валиевой Всемирное антидопинговое агентство (WADA) передало в Международный спортивный арбитражный суд (CAS). Дело в том, что в пробе фигуристки от 25 декабря 2021 года был обнаружен запрещённый препарат триметазидин (торговое название – «Предуктал»).
8 февраля Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) наложило временное отстранение на Валиеву, которое она на следующий день успешно оспорила в независимом дисциплинарном комитете. Затем РУСАДА, Международный олимпийский комитет (МОК), WADA и Международный союз конькобежцев (ISU) подали апелляции в CAS, но там не удовлетворили эти иски из-за ограниченных фактов по делу и не согласились отстранить спортсменку, так как она подпадает под исключительные обстоятельства.
Валиевой на тот момент было 15 лет, что по правилам означает, что она является несовершеннолетней спортсменкой, то есть «защищённым лицом» – в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом. Кстати, это значит, что никто не должен был знать, что у Камилы есть какие-то проблемы с допингом, но инсайдеры своё дело сделали.
Мнение
Председатель Комитета Госдумы по физической культуре и спорту Дмитрий Свищёв в беседе с «Абзацем» сказал, что надеется, что CAS примет правильное решение по делу Валиевой:
«Сложно сказать, почему WADA считает, что нет прогресса в решении РУСАДА. Расследование дела нашей Камилы Валиевой считаю совершенно несправедливым. Хочется надеяться, что CAS примет правильное решение по отношению к нашей спортсменке. Позиция CAS была озвучена несколько месяцев назад: спортсменка находится под защитой в связи с её несовершеннолетним возрастом, поэтому считаю, что необходимы определённые регламентные действия. На данный момент можно сказать, что худшие прогнозы оправдались. Думаю, в CAS есть возможность и необходимость оспорить все последующие решения. Понятно, что оспаривать ещё нечего, но необходимо подготовить доказательную базу о невиновности нашей спортсменки».
Допинг и Валиева
Триметазидин предназначен для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. С 2015 года он запрещён Всемирным антидопинговым агентством, поскольку улучшает насыщение организма кислородом, вследствие чего повышается выносливость.
Сторона Валиевой утверждала, что запрещённый препарат мог попасть в её организм вместе с пищей, которая предназначалась для её дедушки. Поэтому Валиева была допущена к участию в олимпийском личном турнире фигуристок, в котором заняла четвёртое место в индивидуальных соревнованиях, а также завоевала золото командного турнира на Олимпиаде в Пекине.
Валиева тренируется в группе под руководством именитой Этери Тутберидзе. На сегодняшний день 16-летняя фигуристка также является чемпионкой России и Европы. Валиевой принадлежат мировые рекорды в короткой, произвольной и по сумме программ.
Чего хочет WADA
Важно отметить, пробу взяли в декабре прошлого года на чемпионате России. На пекинской же Олимпиаде в феврале в организме Валиевой этого препарата уже не обнаружили.
WADA всё равно открыло дела. Позиция агентства понятна: они так вцепились, потому что до этого были многочисленные похожие истории с российскими спортсменами. Кто же откажется лишний раз очернить российского атлета? Однако РУСАДА не торопилось с расследованием, что привело к переводу дела в другую инстанцию.
Уже в конце октября президент WADA Витольд Банька пугал РУСАДА и чуть ли не ставил ему ультиматум:
«WADA обеспокоено задержкой в деле Камилы Валиевой и официально уведомило РУСАДА, что, если вопрос не будет оперативно разрешён, оно воспользуется правом напрямую обратиться в Спортивный арбитражный суд».
Вчера стало известно, что WADA передало дело Камилы Валиевой в CAS из-за затянувшегося вердикта от РУСАДА. Это означает недоверие к руководству российского агентства, отвечающему за ведение расследования, с учётом не награждения спортсменов трёх сборных. Напомним, что в командном зачёте тогда за сборную России также выступали Марк Кондратюк, Анастасия Мишина и Александр Галлямов, а также Виктория Синицина и Никита Кацалапов.
В Российском антидопинговом агентстве заявили, что суд рассмотрит обоснованность этих действий. Татьяна Тарасова убеждена, что Камила в любом случае не виновата, Геннадий Зюганов во всём обвинил англосаксов, а Дмитрий Свищёв не теряет надежды, что у фигуристки есть шансы быть оправданной.
Что же дальше
Даже несмотря на то, что в Пекине Валиева стала олимпийской чемпионкой в командном турнире, церемония награждения так и не состоялась, а само расследование началось аккурат к старту Олимпиады.
Но Валиева продолжила свои выступления на льду в России, совсем недавно она была заявлена на первый этап Гран-при, который прошёл в Москве 22-23 октября, и выиграла его в безукоризненном стиле. Сама Камила уверенно отбивается от вопросов о допинг-деле:
«Внешне всё нормально, но моя история остаётся со мной».
Однако за этим делом пристально следят не только антидопинговые организации, но и спортсмены. Они также настаивают на разглашении результатов по делу Валиевой, которое тянется уже с декабря прошлого года. Первыми не выдержала американская пара Эван Бейтс – Мэдисон Чок. Дело в том, что они шли именно вслед за нашими девочками в командном зачёте.
Возможно, мотивы РУСАДА так долго отмалчиваться – в том, что при любом их докладе WADA бы вынесло неутешительный вердикт по итогам расследования и вцепилось бы и за других спортсменок из команды Этери Тутберидзе.
Решение от CAS может быть не совсем приятным для российской стороны. Здесь сразу несколько вариантов развития событий.
- Суд может из-за скрытия расследования дать Камиле Валиевой дисквалификацию на все соревнования минимум на два года и отобрать золотую медаль Олимпиады-2022.
- Золотую пекинскую медаль могут отобрать не только у самой Валиевой, но ещё и у других наших спортсменок, которые были в российской команде. Под угрозой – медали Марка Кондратюка, Анастасии Мишиной и Александра Галлямова, а также Виктории Синициной и Никиты Кацалапова.
Сторона Валиевой в любом случае будет оспаривать решение по этому делу. Точно можно сказать, что снова будут долгие заседания и слушания.
Кроме того, остаётся непонятным, как объявят вердикт Валиевой, если она подпадает под тот самый пункт в кодексе – о «защищённом лице».