Отворотный Зеля: почему просроченный глава киевского режима оказался не нужен на саммите G20
В Рио-де-Жанейро 18 ноября открылся двухдневный саммит стран «Большой двадцатки». На встрече будут присутствовать представители более чем 42 государств. При этом Владимира Зеленского, который очень хотел оказаться в Бразилии, не пригласили. «Абзац» разбирался, что обсудят на мероприятии и почему оно может представлять интерес для России.
И снова об Украине
На саммит G20 в Рио были приглашены лидеры всех постоянных стран-членов, а также представители Анголы, Боливии, Египта, ОАЭ, Малайзии и Вьетнама. Как сообщил президент Бразилии Лула да Силва, всего в мероприятии примут участие 42 государства.
Российскую делегацию по поручению президента Владимира Путина возглавляет министр иностранных дел Сергей Лавров. При этом Владимира Зеленского, который очень хотел там оказаться, не пригласили.
Премьер-министр Британии Кир Стармер пообещал, что Украина будет «главным пунктом повестки дня» на предстоящей встрече лидеров «Большой двадцатки». Незалежная, убеждён политик, должна получать поддержку «столько, сколько это потребуется».
«В ближайшие несколько дней мы встретимся с крупнейшими экономиками мира. И очевидно, что, когда речь идёт о безопасности, мы должны обсуждать вопросы, касающиеся Украины. И именно поэтому я постараюсь сделать всё, что смогу», – сказал Стармер.
Несмотря на пламенный настрой британского премьера, заместитель политического редактора The Guardian Джессика Элгот считает, что среди стран G20 не существует единого мнения относительно предоставления помощи Украине:
«Мировые лидеры соберутся в Рио-де-Жанейро на саммит, где наблюдается значительное разногласие по поводу подхода к Украине и царит атмосфера бессилия, учитывая неизбежное возвращение Дональда Трампа в Белый дом. Избранный президент дал понять, что США будут придерживаться иного подхода к финансированию обороны Украины».
В комментарии для «Абзаца» политолог Георгий Фёдоров заявил, что украинская тема, скорее всего, будет подниматься на саммите G20, но не станет основной. Об этом свидетельствует даже тот факт, что Зеленского не пригласили на встречу, хотя он и просился.
«Зеленский сейчас фактически нелегитимный президент, с точки зрения тех самых демократических стран. Не исключено, что в следующем году его просто заставят провести выборы, а поэтому смысла заключать договоры и вести какие-то переговоры с хромой уткой просто нет», – сказал эксперт.
Он также не исключает, что главу киевского режима не позвали из-за его напряжённых отношений с Трампом. Всё-таки последний заедет в Белый дом в январе 2025 года, и с его позицией надо считаться.
«Примечательно, что на этот раз возможные мирные договорённости по украинскому конфликту будут обсуждать без самой Украины. Президент [Турции Реджеп Тайип] Эрдоган анонсировал очередной мирный план по Украине, который, скорее всего, будет базироваться на тех договорённостях, которые подписывались в Стамбуле в самом начале военного конфликта. Эрдогану главное, чтобы турецкая инициатива фигурировала во всех информационных агентствах, чтобы он сам выглядел как миротворец», – отметил Фёдоров.
От предстоящего саммита «Большой двадцатки» вряд ли будет какая-то практическая польза, полагает специалист. Скорее всего, каждая сторона выступит со своей позицией и осветит то, что волнует непосредственно её.
На Си насели
Репортёр Bloomberg Альберто Нарделли заявил, что «союзники Украины» попытаются оказать давление на Китай во время саммита G20 из-за крепнущих связей между Россией и Северной Кореей.
«Союзники крайне обеспокоены возможностью отправки северокорейских войск для борьбы с Украиной. Ожидается, что США примут дополнительные санкции против Северной Кореи до того, как [президент Штатов] Джо Байден покинет свой пост. По оценкам, Китай вряд ли доволен альянсом между Россией и КНДР. Предстоящий саммит G20 в Рио станет возможностью обсудить этот вопрос с Пекином», – говорится в материале.
Китаевед, доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский в комментарии для «Абзаца» отметил, что Китай вряд ли будет обсуждать с кем-то из представителей «Большой двадцатки» вопрос сотрудничества КНДР и России.
«КНДР не является страной G20, и это будет расцениваться скорее как вмешательство во внутренние дела государства. Тем более что в отношении вопроса украинского кризиса Китай старается придерживаться принципа невмешательства», – убеждён специалист.
Для главы Китая Си Цзиньпина куда более важным будет разрешить собственные проблемы в связи с приближающимся новым сроком Трампа, полагает Островский. Он, вероятно, станет прощупывать почву в этом направлении.
Ранее «Абзац» разбирался, почему Европа не сможет создать проукраинскую коалицию.